АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 
В расчетах величины ставки капитализации наиболее часто применяется метод накопления финансовых рисков (build-up method). В его основу была положена связь между риском и доходностью акции в биржевой торговле, доказанная статистически. В дальнейшем при формулировании метода накопления эта идея была без какого-либо обоснования перенесена на оценку предприятий, не котирующих на бирже свои ценные бумаги. Иными словами, традиционно используемые при применении метода формулы имеют эмпирический характер и являются приближенными. Предлагается уточнить их по аналогии с уравнением доходностей Ирвина Фишера. На основе принципа зависимости, одного из основных для процедуры оценки стоимости, суть которого в том, что стоимость объекта оценки зависит от его экономического местоположения, для использования метода в общем случае приведен набор из четырех видов рисков, независимых друг от друга: безрисковая ставка, премии за страновой и отраслевой риски, поправка на объектный риск. Отмечено, что численное значение этих параметров принципиально зависит от применяемой в расчете денежной единицы (валюты оценки). Даны рекомендации для нахождения безрисковой ставки для различных валют, расчета премий за страновой и отраслевой риски, поправок на объектный риск. Статья адресована научным работникам, преподавателям и практикам в таких областях, как корпоративные финансы, микроэкономика предприятий, оценка стоимости, инвестиционный анализ и проектирование.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРАКТИКА 
В статье исследуется объективно имеющаяся в современных рыночных условиях потребность внедрять и применять во внутрикорпоративном управлении коммерческими предприятиями инновационные подходы, в том числе при построении эффективной системы управления рисками. Дается краткая оценка наиболее распространенного в России подхода к формированию локальных систем риск-менеджмента. В статье с использованием научных методов теоретического исследования, методов научного анализа и междисциплинарного синтеза (экономика права), методов индукции и дедукции, обобщения полученных результатов с применением гипотетико-дедуктивного метода обосновывается необходимость эффективной локальной системы риск-менеджмента для российских коммерческих предприятий. Приводятся аргументы в пользу применения инновационных инструментов при формировании и наполнении систем риск-менеджмента. Рассматриваются проблемы, связанные с внедрением корпоративного договора в качестве эффективного инструмента в системы минимизации коммерческих рисков, возникающих в процессе деятельности российских предпринимательских структур. В статье приводятся наиболее актуальные научные публикации по теме исследования и делается обобщенный вывод о текущем состоянии исследований в соответствующей области. Рассматривается вопрос о месте корпоративных договоров в локальных системах риск-менеджмента. Приводятся определения и даются основные характеристики риск-менеджмента и его системы, корпоративного договора. Очерчивается круг вопросов, регулируемых положениями корпоративного договора. В заключении суммируются доводы в поддержку внедрения инновационных инструментов в существующие системы риск-менеджмента. Приводятся аргументы в пользу применения корпоративного договора в качестве эффективного и низкобюджетного инструмента обеспечения роста эффективности систем риск-менеджмента российских предпринимательских структур. Обосновывается вывод о том, что использование корпоративного договора в качестве инструмента системы риск-менеджмента потенциально способно положительно повлиять на уровень экономической эффективности и конкурентоспособности коммерческих предприятий. Приводятся примеры корпоративных рисков, которые могут быть минимизированы путем применения отдельных положений корпоративного договора.
В последние десятилетия в России идет процесс формирования рынка институтов регионального развития, в структуре которого выделяют такие организационные структуры, как региональные корпорации (агентства) развития. В статье рассматривается информационная открытость российских региональных корпораций развития (РКР) и дается количественная оценка и качественная трансформация данного явления за 2016 и 2020 годы. В качестве информационной базы использованы официальные сайты и порталы указанных организаций. Сравнение построенных авторами рейтингов информационной открытости РКР России за 2016 и 2020 годы позволило установить ряд важных фактов и трендов в их развитии. Во-первых, число РКР медленно, но верно растет. Во-вторых, их информационная открытость за последние четыре года незначительно увеличилась. В-третьих, разница между показателями информационной открытости РКР резко сократилась, что говорит о росте конкуренции между данными структурами на общероссийском рынке информации. В-четвертых, работа по улучшению информированности о деятельности РКР носит стихийный характер и не предполагает никаких стандартов отчетности. Для выявления управленческих резервов в работе российских РКР рассмотрен опыт Канады и Австралии, который позволил сформулировать ряд предложений. Во-первых, рост числа отечественных РКР целесообразно увеличить в 2–3 раза. Во-вторых, необходим единый стандарт корпоративной отчетности РКР и федеральный портал с их контактными данными. В-третьих, РКР должны не только участвовать в реализации региональных проектов, но и разрабатывать перспективную модель развития территории с учетом ее специфики, что на сегодняшний день отсутствует.
Рассмотрены основные проблемы устойчивого развития бизнес-экосистем. Обосновано, что перспективные бизнес-экосистемы нуждаются в освоении и использовании современных, в том числе цифровых, технологий в управлении уровнем риска. Целью данного исследования является расширение видов инструментальных средств, которые могут применяться для управления уровнем риска недостижения устойчивого развития бизнес-экосистем. Для исследования проблем управления уровнем риска и выявления характеристик феномена риска в деятельности бизнес-экосистем используются методология и прикладной инструментарий системной экономической теории и операциональной теории управления риском. Показано, что управление уровнем риска причинения вреда окружающей среде, в социальной сфере, а также разработка антирисковых воздействий, снижающих уровень риска недостижения необходимого качества управления, улучшают инвестиционную привлекательность экономических агентов, входящих в состав бизнес-экосистемы. Проведенное исследование может представлять интерес для предприятий и организаций, разрабатывающих свои стратегии устойчивого развития в рамках формирующихся бизнес-экосистем либо собственную стратегию выбора и присоединения к некоторой гипотетической бизнес-экосистеме.
В условиях развертывания переходных процессов и обострения кризисных явлений в социально-экономических системах различного типа возрастает значение обоснованной постановки и коррекции целей развития. Для современной ситуации в Российской Федерации, когда внесенные конституционные поправки создают предпосылки последующего реформирования органов публичной власти и механизма многоуровневого стратегического планирования, особенно важными представляются исследования в области обоснования научных подходов к разработке математических методов решения задачи стратегического целеполагания. Одними из ключевых моментов модернизации методологического обеспечения стратегического планирования в условиях конституционной трансформации системы органов публичной власти являются рассмотрение ценностных основ деятельности в системах распределенного управления социально-экономическим развитием, анализ проблем формализации постановки целей участников процесса многоуровневого стратегического планирования и обоснование структуры теоретической модели целеполагания. В статье с позиции обеспечения целедостижения рассмотрены общие характеристики функционирования системы государственного стратегического планирования в Российской Федерации. Представлены институциональные и концептуальные основы целеполагания. Показано соотношение понятий «цель», «целевой показатель» и «целевая функция». Охарактеризована взаимосвязь между задачами целеполагания и программирования деятельности экономических агентов. Предложен подход к формализации целеполагания на основе теоретической схемы взаимных задач планирования развития. Определена общая структура модели стратегического целеполагания в организационном механизме многоуровневого перспективного планирования. Представлен возможный способ алгоритмизации решения линейной постановки задачи целеполагания в мультисубъектном пространстве управления развитием на основе методов целевого программирования и многокритериальной оптимизации. Обосновано формирование оператора итеративного управления потенциалами и приоритетами развития взаимодействующих экономических и социальных агентов на горизонте стратегирования. Для внедрения теоретической модели целеполагания в практику стратегирования в условиях формирования цифровой платформы государственного управления требуются разработка соответствующего алгоритмического обеспечения, а также формирование нормативно-информационной базы и определение организационно-технологической основы. Дальнейшее совершенствование аналитического и методического инструментария поддержки деятельности участников стратегического планирования на этапе целеполагания связано с описанием и анализом соответствующих прикладных задач постановки целей на различных уровнях и в сферах планирования социально-экономического развития.
ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ 
Для изучения долговременных социально-экономических процессов и определяющих их факторов в настоящее время обычно применяют два метода, два подхода: теорию циклической смены мирохозяйственных укладов (МХУ) и теорию эволюции цивилизаций. В теории цивилизаций внимание концентрируется в основном на факторах, оказывающих наиболее долгосрочное воздействие на экономические и социальные процессы, а именно на ценностно-смысловых факторах и принципах устройства общества. Современное духовно-идеологическое и геополитическое противостояние – противостояние установки на глобализацию по-американски и установки на многополярный мир (МПМ) – можно рассматривать как важнейший двигатель и угрозу историческому развитию. Цель статьи – дать описание этого противостояния на языке теории цивилизаций. Описаны цивилизационный перелом, трансформация христианской Западной Европы в цивилизацию капиталистического Запада. Главной задачей этой трансформации было устранение всех традиционных высших смыслов и этических ограничений для доминирования установки на накопление капитала и идеологии индивидуалистического либерализма. В статье представлены некоторые черты МПМ, позволяющие рассматривать его (наряду с концепцией перехода к новому, интегральному МХУ) как формирующуюся новую цивилизацию, альтернативную цивилизации Запада. Лидерами развития новой цивилизации являются Россия и Китай. В этих цивилизациях важнейшим смысловым центром служит государство. В России установка на совершенствование и повышение статуса государства может в значительной мере компенсировать упадок духовно-идеологических факторов. Настоящая статья является продолжением статей (Волконский, 2018; Волконский, Гаврилец, Кудров, 2020).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ 
Экономика России ощутила влияние западных санкций во многих сферах, в том числе на кредитном рынке. Авторы рассматривают идеи о том, что, помимо прямого влияния в виде ограничений на привлечение финансирования и заморозки активов, санкции косвенно определили особенности среды функционирования банков. Одним из факторов косвенного воздействия выступает эмоциональное освещение антироссийской санкционной политики в зарубежных СМИ, которое могло повлиять на готовность населения осуществлять заимствования или размещать средства в банках. Цель исследования – оценка влияния тональности освещения антироссийских санкций в зарубежных СМИ на уровень процентных ставок по кредитам и депозитам российских коммерческих банков. Для достижения поставленной цели авторы сформулировали гипотезы о существовании взаимной связи между освещением введения санкций против России в зарубежных СМИ и уровнем процентных ставок, а также о разнице между характером воздействия положительных и негативных новостных текстов на ожидания населения, определяющие изменение процентных ставок. Кроме того, авторы высказали предположение, что, несмотря на существенность тональности освещения событий в СМИ, экономические факторы значимы больше, чем эмоциональная окраска новостей, в процессе формирования процентных ставок. Проверка гипотез осуществлялась с использованием технологии «мешок слов» и специализированного словаря, позволяющего определять эмоциональную окраску текста. Расширенное моделирование процентных ставок было осуществлено с помощью модели векторной авторегрессии (VAR), дополненной построением функции импульсного отклика и расчетом декомпозиции дисперсии ставок. Полученные результаты подтвердили гипотезу о наличии влияния тональности освещения новостей в СМИ на формирование процентных ставок коммерческих банков, однако однозначной взаимосвязи между положительной или негативной эмоциональной окраской текстов и динамикой процентных ставок установлено не было.
В работе обсуждается подход к оценке влияния эпидемии COVID‑19 в России на экономическую эффективность и, как следствие, на денежные доходы населения страны. Используемый подход основан на применении методологии математического моделирования. На основе анализа статистической информации показано, что существует корреляция динамики среднедушевых доходов населения и ВВП. Для оценки динамики ВВП построена динамическая модель влияния ограничительных мер, направленных на сдерживание распространения эпидемии COVID‑19, на макроэкономическую эффективность. Основная гипотеза модели заключается в том, что главным фактором, влияющим на эффективность экономики, является производительность труда работников, создающих конечный продукт. В построенной модели все работники разделены на три группы. Первая группа – работники, на деятельность которых COVID‑19 не повлиял; вторая группа – работники, производительность труда которых снизилась из-за COVID‑19; третья группа – работники, производительность труда которых полностью или частично восстановилась после смягчения ограничительных мер. В результате динамика ВВП задается системой трех обыкновенных дифференциальных уравнений, значения параметров которой зависят от эпидемиологической ситуации. Для оценки показателей, характеризующих распространение инфекции и влияющих на параметры модели макроэкономической эффективности, построена дискретная модификация классической SIR-модели эпидемии с кусочно-постоянными параметрами. Эта модель позволила оценить динамику средних за четыре дня значений основного репродуктивного числа и других показателей распространения инфекции на основе использования официальной статистической информации в базовом периоде, а также выполнить сценарные расчеты развития эпидемии в Москве и вне ее до июля 2021 г. Разработанная модификация модели SIR допускает ее уточнение, связанное с учетом влияния вакцинации населения на динамику эпидемиологического процесса.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ 
Стремление избежать последствия экстремальных социально-экономических ситуаций в условиях капитализма, глобализации, в том числе финансовых отношений, побуждает государственную власть использовать различные меры защиты от угроз. Это отразилось в создании множества соответствующих доктринальных и концептуальных документов. Общественный запрос побудил развивать теории управления рисками, исследования по безопасности. Реальная наука и практика управления в этих условиях прагматично заменяются регулированием для предотвращения пограничных и критичных ситуаций. Однако в научно-прикладных исследованиях по безопасности социально-экономических систем не получена система научного знания, объясняющая некоторую совокупность особенных явлений и сводящая открытые в области безопасности закономерные связи, если бы таковые были, к единому объединяющему началу. Поиск такого начала приводит к задаче управления. Пока не удалось найти объективные основания для определения границ пространства безопасности (пороговых значений) социально-экономических систем. Используемые методы исследования не являются специфически присущими проблематике безопасности и управления рисками, а применяются в теории управления. Обеспечение безопасности оказывается либо частной подзадачей в контексте решения краевой задачи управления развитием системы, либо при расширительной трактовке безопасности в рамках витального подхода как желаемого состояния фактически сливается с задачей управления для достижения целевого состояния. Искусственное отделение задачи обеспечения безопасности от задачи управления порождает мнимое противоречие между безопасностью и развитием, что в практической плоскости приводит к подмене стратегического управления обеспечением безопасности, к созданию параллельных институтов и распылению ресурсов. Целесообразно в научной и практической сферах управления социально-экономическими системами сосредоточить усилия на решении задач стратегического управления, рассматривая обеспечение безопасности и управления рисками как локальные подзадачи обеспечения целостности системы в условиях конкретных воздействий в контексте решения задачи управления развитием системы для достижения благоприятного (желаемого) будущего.
Принятие в 2014 г. Федерального закона № 172 «О стратегическом планировании…» (далее – ФЗ № 172) не только в полной мере вернуло понятие «планирование» в правовое и институциональное поле деятельности органов публичной власти, но и обозначило необходимость установления долговременных приоритетов и целей такого планирования. Важно и то, что закон напрямую связал целеполагание социально-экономического стратегирования с реализацией основных установок в области обеспечения национальной, а также экономической безопасности Российской Федерации. Стратегии безопасности, а также многие другие документы по безопасности страны разрабатывались и до принятия ФЗ № 172. Но только этот законодательный акт закрепил роль стратегий безопасности как интегрального элемента практики стратегирования и утвердил их роль как одного из ключевых источников целеполагания для документов стратегического планирования. Однако реализовать эту установку в реальной практике управления сколько-нибудь полно и последовательно не удалось. Хотя формально ФЗ № 172 перенасыщен разнообразными ссылками на требования безопасности, в действительности определить, какие именно требования национальной и экономической безопасности в каждом конкретном случае имеются в виду и в какой мере они практически реализуются в том или ином документе стратегического планирования, практически невозможно. Сложилась ситуация, при которой ссылки на требования национальной безопасности превратились в избыточный и даже отягощающий атрибут практики стратегического планирования. Причины этой ситуации, однако, нельзя связывать только с просчетами ФЗ № 172 и сложившейся правоприменительной практикой. Скорее, следует констатировать устарелость ФЗ № 390 «О безопасности» и, конечно, проблемное содержание двух действующих федеральных документов по безопасности. Хотя эти документы и имеют громкое название «стратегии», считать их таковыми едва ли возможно, и, тем более, едва ли они на деле могут быть приняты в качестве источника целеполагания для прочих документов стратегического планирования. Между тем требования безопасности – не обременение и тем более не альтернатива основным документам стратегического планирования. Как показано в статье, необходимо более четко и конкретно обозначить эти требования, а также механизмы их реализации, чтобы их роль была не меньше и не больше того, что реально необходимо для системности целеполагания в рамках стратегического планирования. Цель данной статьи состоит в том, чтобы определить условия, при которых стратегии безопасности преодолели бы свой нынешний формальный статус и могли бы активно интегрироваться в практику стратегического планирования в качестве одного из основных источников целеполагания.
ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ 
В статье представлен анализ содержания и итогов Первого международного Львовского форума, посвященного 90-летию со дня рождения академика Д. С. Львова (1930–2007). Форум состоялся 20–21 октября 2020 г. в Государственном университете управления при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 20-010-22058. В работе Первого Львовского форума приняли участие крупные российские и зарубежные ученые, академики и члены-корреспонденты Российской академии наук, представители ведущих вузов России, университетов Чехии, Франции, Болгарии и других стран. На Форуме обсуждались фундаментальные проблемы современной российской и мировой экономической науки, в том числе: проблема кризиса парадигмы экономической теории; проблема взаимосвязи философского и экономического знания; необходимость формирования новой парадигмы экономической науки; проблема взаимодействия общества, государства и бизнеса на микро-, мезо- и макроуровнях в условиях современных вызовов; место и роль России в мировой социально-экономической системе; стратегия развития российской социально-экономической системы в контексте новой парадигмы экономической науки в условиях современных вызовов. Обсуждение вышеперечисленных фундаментальных проблем происходило на основе синтеза принципа дихотомии и системного подхода. Первый Львовский форум занял значимое место в ряду таких крупных российских научных событий, как Гайдаровский экономический форум, Красноярский экономический форум, Московский экономический форум и др., в силу актуальности рассматривавшихся на Форуме проблем, новизны методов, предлагавшихся для их решения. Представленные на Форуме идеи российских и зарубежных ученых могут быть использованы для дальнейшего развития современной экономической теории, а также для разработки программ развития российской экономики на микро-, мезо- и макроуровне.
ЮБИЛЕИ 
ПАМЯТИ НАШИХ КОЛЛЕГ 
ISSN 2618-8996 (Online)