Preview

Экономическая наука современной России

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Модель целеполагания в многоуровневом государственном стратегическом управлении социально-экономическим развитием

https://doi.org/10.33293/1609-1442-2021-1(92)-52-76

Полный текст:

Аннотация

В условиях развертывания переходных процессов и обострения кризисных явлений в социально-экономических системах различного типа возрастает значение обоснованной постановки и коррекции целей развития. Для современной ситуации в Российской Федерации, когда внесенные конституционные поправки создают предпосылки последующего реформирования органов публичной власти и механизма многоуровневого стратегического планирования, особенно важными представляются исследования в области обоснования научных подходов к разработке математических методов решения задачи стратегического целеполагания. Одними из ключевых моментов модернизации методологического обеспечения стратегического планирования в условиях конституционной трансформации системы органов публичной власти являются рассмотрение ценностных основ деятельности в системах распределенного управления социально-экономическим развитием, анализ проблем формализации постановки целей участников процесса многоуровневого стратегического планирования и обоснование структуры теоретической модели целеполагания. В статье с позиции обеспечения целедостижения рассмотрены общие характеристики функционирования системы государственного стратегического планирования в Российской Федерации. Представлены институциональные и концептуальные основы целеполагания. Показано соотношение понятий «цель», «целевой показатель» и «целевая функция». Охарактеризована взаимосвязь между задачами целеполагания и программирования деятельности экономических агентов. Предложен подход к формализации целеполагания на основе теоретической схемы взаимных задач планирования развития. Определена общая структура модели стратегического целеполагания в организационном механизме многоуровневого перспективного планирования. Представлен возможный способ алгоритмизации решения линейной постановки задачи целеполагания в мультисубъектном пространстве управления развитием на основе методов целевого программирования и многокритериальной оптимизации. Обосновано формирование оператора итеративного управления потенциалами и приоритетами развития взаимодействующих экономических и социальных агентов на горизонте стратегирования. Для внедрения теоретической модели целеполагания в практику стратегирования в условиях формирования цифровой платформы государственного управления требуются разработка соответствующего алгоритмического обеспечения, а также формирование нормативно-информационной базы и определение организационно-технологической основы. Дальнейшее совершенствование аналитического и методического инструментария поддержки деятельности участников стратегического планирования на этапе целеполагания связано с описанием и анализом соответствующих прикладных задач постановки целей на различных уровнях и в сферах планирования социально-экономического развития.

Об авторе

Ольга Михайловна Писарева
ФГБОУ ВО "Государственный университет управления", Москва
Россия

к.э.н., доцент, заведующая кафедрой, и. о. директора института информационных систем



Список литературы

1. Аганбегян А. Г., Багриновский К. А. (1967). О некоторых проблемах народнохозяйственного оптимума (теоремы взаимности и локализации математического программирования и их экономическая интерпретация) // Тезисы доклада на Всесоюзном симпозиуме по моделированию общественного производства. Новосибирск, 18–25 июня 1967 г. / Научая комиссия по проблеме «Математическая экономика и исследование операций». Новосибирск: Институт математики СО АН СССР, Институт экономики и организации промышленного производства СО АН СССР.

2. Аганбегян А. Г., Багриновский К. А., Гранберег А. Г. (1972). Система моделей народнохозяйственного планирования. М.: Мысль.

3. Андреев М. Ю., Поспелов И. Г., Поспелова И. И., Хохлов М. А. (2007). Технология моделирования экономики и модель современной экономики России. М.: МИФИ.

4. Афиногенов Д. А., Кочемасова Е. Ю., Сильвестров С. Н. (2019). Стратегическое планирование: проблемы и решения // Мир новой экономики. № 2. С. 23–31.

5. Бакурадзе А. Б. (2015). Философско-аксиологический подход к управлению социальной организацией: монография. М.: МГОУ.

6. Беломестнов В. Г. (2005). Управление потенциалом социально-экономических систем региона. СПб.: Астерион.

7. Бодрунов С. Д., Лопатин В. Н. (2014). Стратегия и политика реиндустриализации для инновационного развития России. М.: Институт нового индустриального развития (ИНИР, СПб.).

8. Бурков В. Н. (1977). Основы математической теории активных систем. М.: Наука.

9. Винслав Ю. Б. (2018). О путях совершенствования механизмов стратегического планирования развития экономики (общесистемные, отраслевые, инновационные аспекты) // Менеджмент и бизнес-администрирование. № 3. С. 75–91.

10. Гермейер Ю. Б. (1976). Игры с непротивоположными интересами. М.: Наука.

11. Глазьев С. Ю. (2020). О создании систем стратегического планирования и управления научно-техническим развитием // Инновации. № 2 (256). С. 14–23.

12. Гольштейн Е. Г., Юдин Д. Б. (2018). Специальные направления в линейном программировании. М.: URSS.

13. Городецкий А. Е. (2018). Институты государственного управления в условиях новых вызовов социально-экономического развития: монография. М.: Институт экономики РАН.

14. Казанцев Н. М. (2018). Ляпсусы Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Инновации. № 8 (238). С. 14–22.

15. Качалов Р. М., Кобылко А. А., Слепцова Ю. А. (2018). Анализ и оценка качества управления социально-экономическими системами // Вестник ЦЭМИ РАН. Вып. 2. URL: https://cemi.jes.su/s111111110000066-5-1/

16. Клейнер Г. Б. (2011). Проблемы стратегического государственного планирования и управления в современной России // Проблемы стратегического государственного планирования и управления в современной России: материалы научного семинара. Вып. 5 (43). С. 5–36. М.: Научный эксперт.

17. Клейнер Г. Б., Дементьев В. Е., Ерзнкян Б. А. и др. (2016). Институциональная экономика и современное управление / под ред. Г. Б. Клейнера. М.: Издательский дом ГУУ.

18. Клименко А. В., Королев В. А., Винских Д. Ю., Рычкова Н. А., Сластихина И. Ю. (2016). Стратегическое планирование в Российской Федерации: состояние методического обеспечения. Аналитический доклад (по результатам мониторинга реализации Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»), НИУ «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом ВШЭ.

19. Лотов А. В. (1975). Численный метод построения множеств достижимости для линейных управляемых систем с фазовыми ограничениями // Журнал вычислительной математики и математической физики. Т. 15. № 1. С. 63–74.

20. Майминас Е. З., Тамбовцев В. Л., Фонотов А. Г. (1986). К методологии обоснования долгосрочных перспектив экономического и социального развития СССР // Экономика и математические методы. Вып. 3. С. 397–411.

21. Макаров В. Л., Бахтизин А. Р. (2013). Социальное моделирование – ​новый компьютерный прорыв (агент-ориентированные модели). М.: Экономика.

22. Микони С. В. (2009). Многокритериальный выбор на конечном множестве альтернатив. СПб.: Лань.

23. Мишин Ю. В., Писарева О. М., Мишин А. Ю., Алексеев В. А. (2019). Нормативная база стратегического планирования: основы, нерешенные проблемы и направления развития: монография. М.: Наука.

24. Многокритериальные задачи (1978). Многокритериальные задачи принятия решений / под ред. Д. М. Гвишиани и С. В. Емельянова. М.: Машиностроение.

25. Новиков Д. А. (2005). Теория управления организационными системами. М.: МПСИ.

26. Ногин В. Д. (2007). Принятие решений при многих критериях. СПб.: Ютас.

27. Писарева О. М. (2019). Вопросы адаптации математического инструментария сценарного моделирования в цифровой среде многоуровневого стратегического управления // Управленческие науки. № 9 (3). С. 17–27.

28. Писарева О. М. (2018). Характеристика концептуальных основ формализации задач целеполагания в системах стратегического планирования. Ежегодный международный круглый стол «Системная экономика, социально-экономическая кибернетика, мягкие измерения в экономике – ​2018» // Экономика и управление: проблемы, решения. № 5. С. 123–129.

29. Писарева О. М. (2013). Базовые задачи прогнозно-аналитической деятельности в управлении развитием многоуровневой организационной системы: состав, содержание, формализация // Вестник университета, ГУУ. № 15. С. 25–35.

30. Писарева О. М. (2010). Механизм согласования целевых индикаторов и ресурсных ограничений в задаче обоснования структуры инвестиционных программ реального сектора экономики // Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD’2010): материалы Четвертой международной конференции (4–6 октября 2010, г. Москва, Россия). Т. I. С. 271–273. М.: ИПУ РАН.

31. Писарева О. М. (2007). Обоснование механизма согласования интересов Центра и хозяйствующих субъектов в рамках региональных социально-экономических программ // Механизм обоснования региональных программ среднего уровня и смежные вопросы: сб. статей / под ред. Г. М. Татевосяна. М.: ЦЭМИ РАН. С. 34–64.

32. Писарева О. М., Аксюк С. А. (2012). Исследование типологии развития сложных организационных систем в задачах экономического прогнозирования и стратегического целеполагания // Управление инновациями – ​2012: материалы международной научно-практической конференции, 19–21 ноября 2012 г., ИПУ РАН / под ред. Р. М. Нижегородцева. М.: ЛЕНАНД. С. 54–69.

33. Плещинский А. С. (2004). Оптимизация межфирменных взаимодействий и внутрифирменных управленческих решений. М.: Наука.

34. Подиновский В. В., Ногин В. Д. (1982). Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. М.: Главная редакция физико-математической литературы.

35. Полтерович В. М. (2011). Элементы теории реформ. М.: Экономика.

36. Поспелов И. Г., Пильник Н. П. (2018). Динамические модели общего равновесия как инструмент анализа и прогнозирования экономики России // Вестник ЦЭМИ. Вып. 1. [Электронный ресурс] URL: https://cemi.jes.su/s111111110000109-2-1/

37. Пригожин А. И. (2010). Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М.: Дело.

38. Принципы стратегического планирования (2018). Принципы стратегического планирования: методология и практика // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Совета по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России / под ред. О. О. Смирновой. М.: ВАВТ.

39. Пугачев В. Ф. (1975). Проблемы многоступенчатой оптимизации народнохозяйственного планирования. М.: Статистика.

40. Райзберг Б. А. (2016). Целевые программы в системе государственного управления экономикой. 2-е изд. М.: НИЦ ИНФРА-М.

41. Редько В. Г. (2019). Эволюция, нейронные сети, интеллект: Модели и концепции эволюционной кибернетики. М.: URSS.

42. Смирнова О. О., Бочарова Л. К., Беляевская-Плотник Л.А., Богданова Ю. Н. (2019). Концептуальные подходы к формированию архитектуры документов стратегического планирования в России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). № 10 (4). С. 440–456.

43. Судьба государства в эпоху глобализации (2005) / отв. ред. В. Н. Шевченко. М.: Институт философии РАН.

44. Тамбовцев В. Л., Рождественская И. А. (2020). Теория стратегического планирования: институциональный подход // Terra Economicus. № 18 (2). С. 22–48.

45. Танци В. (1998). Роль государства в экономике: эволюция концепций // Мировая экономика и международные отношения. № 10. С. 51–62.

46. Тихомиров Б. И., Френкель А. А. (2017). О единой социально-экономической политике и стратегическом планировании // Экономическая политика. № 4. С. 82–117.

47. Цели и ресурсы в перспективном планировании (1985) / под ред. Е. З. Майминаса, В. Л. Тамбовцева, А. Г. Фонотова. М.: Наука.

48. Швецов А. Н. (2017). Стратегическое планирование по-российски: торжество централизованного бюрократического выбора // ЭКО. № 8. С. 114–127.

49. Шерешева М. Ю. (2010). Формы сетевого взаимодействия компаний. М.: ГУ ВШЭ.

50. Широв А. А. (2015). Многоуровневые исследования и долгосрочная стратегия развития экономики. М.: МАКС Пресс.

51. Южаков В. Н. (2011). Организация процесса развития: онтология и методология управления развитием. М.: ИД В. Ема.

52. Ackoff R., Emery F. (1972). On purposeful systems: An Interdisciplinary Analysis of Individual and Social Behavior as a System of Purposeful Events. Chicago: Aldine-Atherton.

53. de Almeida A., Cavalcante C., Alencar M., Ferreira R., de Almeida-Filho A., Garcez T. (2015). Multi-criteria and multi-objective models for risk, reliability and maintenance decision analysis. Cham (Switzerland): Springer International Publishing.

54. Atkinson G., Dubourg R., Hamilton M., Pearce D., Young C. (1997). Measuring Sustainable Development: Macroeconomics and Environment. Cheltenham: Edward Elgar.

55. The Changing Wealth of Nations (2018): Building a Sustainable Future. G. Lange, Q. Wodon, K. Carey (ed.). Washington, International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2018.

56. Charnes A., Cooper W., Rhodes E. (1978). Measuring the efficiency of decision-making units. European Journal of Operation Research, vol. 2, no. 6, рр. 429–444.

57. Dantzig G., Thapa M. (1997). Linear programming. New York: Springer.

58. Governance without a State? (2011). Policies and Politics in Areas of Limited Statehood. Risse T. (ed.). New York: Columbia University.

59. Jones D., Tamiz M. (2010). Practical Goal Programming. New York: Springer.

60. Kaliszewski I., Miroforidis J., Podkopaev D. (2016). Multiple criteria decisions making by multi-objective optimization. Toolbox. Cham, Switzerland: Springer International Publishing.

61. Keeney R., Raifa H. (1976). Decisions with Multiple Objectives: Preferences and Substitutions. New York: Wiley.

62. Lancaster K. (1968). Mathematical economics. New York: Macmillan.

63. Luenberger D., Ye Y. (2016). Linear and Nonlinear Programming (International Series in Operations Research & Management Science): 4th ed. New York: Springer US.

64. Munda G. (2008). Social multi-criteria evaluation for a sustainable economy. Berlin: Heidelberg, Springer Verlag.

65. Optimization and control (2017). Optimization and control for systems in the big-data era: Theory and applications. Choi T.-M., Gao J., Lambert J., Ng C.-K., Wang J. (еd.). Cham (Switzerland): Springer International Publishing.

66. Pisareva O. M. (2017). Setting-goals for strategic development and modeling the structure of target preferences of participants in development programs. Tenth International Conference Management of Large-Scale System Development (MLSD) 2–4 Oct. 2017, Moscow, Russia. IEEE. USA [Electronic resource]. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/8109669

67. Pisareva O. M. (2013). Scenario modelling: management technology to harness future opportunities of multilevel organization systems. Reading book of the Global Business and Technology Conference. Helsinki, Finland, July 2–6, 2013. USA. GBATA. P. 1035–1042.

68. Steuer R. (1986). Multiple Criteria Optimization: Theory, Computation, and Application. New York: Wiley.


Для цитирования:


Писарева О.М. Модель целеполагания в многоуровневом государственном стратегическом управлении социально-экономическим развитием. Экономическая наука современной России. 2021;(1):52-76. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2021-1(92)-52-76

For citation:


Pisareva O.M. Goal-Setting Model in Multilevel State Strategic Management of Socio-Economic Development. Economics of Contemporary Russia. 2021;(1):52-76. (In Russ.) https://doi.org/10.33293/1609-1442-2021-1(92)-52-76

Просмотров: 129


ISSN 1609-1442 (Print)
ISSN 2618-8996 (Online)