АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 
Теория конкуренции является одной из основных теорий современной экономической науки и выступает важной составляющей ее методологического и теоретического аппарата. В классической и неоклассической парадигме экономической науки конкуренция является объективной, не зависящей от отдельных экономических субъектов, основой рыночного механизма, «невидимой рукой», координирующей деятельность производителей и потребителей, распределение ограниченных ресурсов, создание, распределение и использование экономических благ. За последние 250 лет теория конкуренции прошла путь становления и развития и в настоящее время обладает развитой методологией, позволившей разграничить и исследовать различные виды конкуренции и различные типы рыночных структур: чистую конкуренцию, олигополию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию. Развитый экономико-математический аппарат микроэкономической теории конкуренции позволяет реализовать ее познавательную, практическую и мировоззренческую функции. Но на протяжении всего периода становления и развития теории конкуренции существует критика в ее адрес. Объектом критики являются как теоретические, так и практические аспекты теории конкуренции. Наиболее яркими оппонентами сторонников теории конкуренции являются российские ученые: П. Кропоткин, А. Чаянов, Н. Кондратьев, М. Туган-Барановский, С. Кирдина-Чэндлер, Г. Клейнер и др. Они противопоставляют теории конкуренции теорию взаимной помощи, в соответствии с которой взаимная помощь, а не конкуренция является движущей силой экономического развития. Авторы статьи реконструировали процесс становления и развития теории конкуренции и теории взаимной помощи, выявили относительную эвристическую значимость обеих теорий, уточнили понятие «взаимная помощь» по отношению к понятию «кооперация», обосновали существование дихотомии «взаимопомощь–конкуренция» и доказали, что именно она является движущей силой экономического развития.
В последнее время активно ведется дискуссия об эффективности применения монетарной теории в формировании фундамента качественных изменений в экономике. В то же время глобальные вызовы, с которыми столкнулось человечество, обусловливают необходимость осмысления альтернатив экономического развития с учетом возрастающей численности населения и отрицательного влияния человека на окружающий мир. Физическая экономика, измеряющая эффективность социально-экономической системы в физических величинах, стремится преодолеть ограничения монетарной теории. Применение данного подхода освобождает экономический анализ от оценочных суждений, которые сопровождают подходы на основе стоимостной оценки богатства. В статье приводится анализ работ, посвященных физической экономике в аспекте современных экономических проблем, сформулированы основные положения и методы исследования как направления экономической теории, отличающегося от других теорий естественнонаучного направления экономики. Сделан вывод о том, что физическая экономика не способна решить множество проблем экономики, она задает вектор исследований, направленных на решение проблемы взаимодействия социальной, технической и природных систем. Она также акцентирует внимание на факторах производительности труда, которые оказывают качественные изменения в структуре экономики. Логика физической экономики демонстрирует, что разрушительные последствия научно-технического прогресса должны компенсироваться созидательными усилиями человека. Анализ на основе физических величин должен быть предварительным этапом для моделирования экономических процессов на основе натурально-стоимостных показателей.
В исследовании рассматриваются подходы к проектированию экономики, способной к жизни. Цель статьи состоит в получении критериев, удовлетворяющих такой экономике. Гипотезой выступает мысль о способности экономики к самодвижению за счет непрерывного обмена между ее элементами. В качестве универсальных категорий, принимающих участие в процессах обмена, рассматриваются информация и знание. Подчеркивается проблема устойчивости в сложных открытых нелинейных системах. «Ультраустойчивой экономикой» автор называет ту, которая способна обходить состояния, потенциально ведущие к изменению устойчивости. При этом подчеркивается неспособность экономической теории отображать внутреннее многообразие и непредсказуемый ход общественно-экономических систем по их внешним признакам. Результат исследования потенциала ультраустойчивости автор видит в «живых» составляющих экономики, а именно: в способности экономической системы взаимодействовать с ниже- и вышестоящими уровнями в иерархической структуре, определившихся смыслах; в применяемом для них комплексе целеполагания; приоритизации по безопасности; в сохранении субъектности; выработке и применении знания; обработке внешнего хаоса и его преобразовании в собственную сложность; функционирующих обратных связях; присутствии волевого и действенного компонента; налаженном механизме ответственности действующих в экономике лиц. Метод исследования состоит в обращении к системному и синергетическому подходу, что позволяет объяснить явление гомеостаза в экономике. Получен промежуточный вывод: объединяющим элементом для процессов обмена в экономике могут выступать информационно-знаниевые составляющие. Для обсуждения предлагается вывод о том, что самодостраивание целостного образа национальной экономики можно осуществлять при помощи знания, которое выступит движущей и одновременно структурирующей силой.
Рождение теории ноономики явилось рефлексией сообщества экономистов и его яркого представителя С. Д. Бодрунова на необходимость систематического антропологического осмысления границ капиталистического обустройства мира, пределов рыночной экономики в коэволюции Природы и Общества. Процессы прогресса информационных технологий, противоречивость глобализации мироустройства, рост социальных конфликтов и экологических проблем сопровождаются нарастанием антропологических катастроф. Целью статьи является рассмотрение концептуальных целей теории ноономики к миру изменчивости и множественности идей его преобразования. Выводы об использовании ноономики в референциальной логике принятия решений могут служить теоретической базой при столкновении субъективных интересов, в настоящее время ограниченных только «плюрализмом мнений» в оценке возможных путей развития страны. Теория ноономики С. Д. Бодрунова тем и ценна для нас сегодня, что являет собой подход с нечетким управлением растиражируемым наши возможности изменять модель развития общества за пределы классической политической экономии. Внешне нечеткая логика теории ноономики при внимательном погружении в ее содержание вдруг приобретает черты системы управления с умом (выражение Р. Голунова) на руинах привычного мира (Андрей Фурсов). Мы специально используем термины ученых, пока еще не вошедшие в тезаурус геополитэкономии и отличные от продукции «зомбоящика». Именно острое понимание необходимости уничтожения сложившегося словопотока «слепых поводырей» отличает идеи С. Д. Бодрунова, являющиеся структурой теории ноономики в ее социокультурном плане. Ноономика как бы указывает изменения содержания фундаментальных основ высшей школы.
Экономическое пространство требует непрерывного реагирования на различные процессы, происходящие на территории страны. Различные процессы в макро- и микроэкономике, последующая пандемия продемонстрировали эффективность крупных интегрированных структур, способных сохранять рентабельность на рынке и увеличивать сферу своих интересов. Кластеры, благодаря своей применимости и результативности в различных сферах деятельности продемонстрировали свою эффективность, вследствие чего данные структуры распространены и применимы по всему миру. Установлено, что дефиниция «кластер» в экономике России не располагает единым стандартом определения, что в значительной степени затрудняет формирование данной интегрированной структуры. Исследовательский вопрос заключается в том, способно ли определение кластерной структуры определить перспективы применения данной дефиниции в экономике России. Научная гипотеза настоящего исследования предполагает, что определение кластера предоставит возможность точно описать, что представляет собой кластер, что будет способствовать его популяризации, развитию и внедрению в экономику страны. В рамках данного вопроса формируется цель исследования – изучение литературных источников для установления стандарта определения интегрированного объединения предприятий. Методологической базой послужили труды зарубежных и российских ученых по исследуемой теме. В ходе исследования автор обнаружил, что категория «кластер» за историю своего развития получила множество трактовок. На основе изученных данных сделан вывод о том, что единые характерные признаки кластера отсутствуют. Главным, по нашему мнению, является управленческий аспект формирования интегрированной структуры, что делает необходимым утвердить новую дефиницию, – «кластерная структура». Полученная категория может использоваться для формирования нового этапа в создании интегрированных объединений и разработке стратегии развития кластерных структур в экономике России.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРАКТИКА 
Целью работы является анализ концепции благого управления в деятельности хозяйствующего субъекта с использованием правоприменительной практики. Данная концепция учитывает не только имущественные интересы собственников (учредителей, акционеров), но и права руководителей, работников и местного сообщества. Благое управление позволяет снизить уровень агентских конфликтов в компании. Анализ концепции благого управления с использованием правоприменительной практики позволяет оценивать действия руководителя с учетом фидуциарных обязанностей на предмет их добросовестности. Концепция благого управления может быть закреплена во внутренних корпоративных документах (уставе, программах стратегического развития, бизнес-плане). Методологическую основу исследования составили сравнительно-правовой (компаративистский) метод, экономико-правовой анализ, а также анализ правоприменительной практики, позволяющие комплексно исследовать понятие благого управления в контексте деятельности хозяйствующего субъекта. Концепция благого управления с использованием анализа правоприменительной практики призвана снизить социальную напряженность в обществе, а также уровень агентских конфликтов между заинтересованными сторонами (между собственником и руководителем). Приращение стоимости компании в контексте благого управления может принести выгоду как собственникам, так и другим заинтересованным лицам. Повышенные требования к руководителю (правило эстоппель) с учетом надлежащего стимулирования позволяют снизить уровень агентских конфликтов.
Основное направление деятельности научной организации состоит в проведении исследований и получении новых знаний, а следующим по социальной значимости направлением работы следовало бы признать задачу доведения до целевой аудитории актуальной информации о тематике выполняемых исследований и достигнутых научных результатах. Целью настоящей работы является описание действующих в научном сообществе операциональных маркетинговых концепций и подходов и возможное применение современных и перспективных рабочих инструментов маркетинга в деятельности научных организаций, а также иных объектов, на которые направлены их маркетинговые усилия. Научным работникам, в отличие от представителей коммерческих организаций, более близок маркетинг взаимоотношений с представителями целевой аудитории, поэтому неформальное взаимодействие между учеными и потенциальными потребителями научных результатов научной организации может и должно стать отправной точкой для передачи и распространения научных продуктов потребителям безвозмездно, т.е. на базе взаимной заинтересованности или на возмездной основе. В качестве методического инструментария в исследовании применяется операциональная теория, вводятся такие понятия, как цели реализации маркетинговой концепции, целевая аудитория, объект, инструментарий и социетальная среда концепции. Показано, что при реализации маркетинговых мероприятий научной организации может применяться комбинация из четырех типов рассмотренных маркетинговых концепций, в которых объектами приложения маркетинговых усилий могут быть: научная организация, личный бренд ученого, отрасль науки, результаты фундаментальных или прикладных научных исследований. Для фундаментальных исследований может потребоваться долгосрочное финансирование. Сформулировано, что в некоторых случаях может оказаться целесообразным формирование специального подразделения для организации прикладной маркетинговой деятельности в университетах, равно как и в академических институтах.
Новые условия 2022 г. предполагают сокращение экспорта природного газа из России в Европу. Ожидается общее сокращение экспорта природного газа из России с 244 млрд м3 в 2021 г. до 155 млрд в 2025 г. Сокращаться будут не только физические экспортные потоки, но и финансовые, что может изменить финансовое положение российских компаний и потребует корректировки их моделей и стратегий поведения. В таких условиях крайне актуальной темой становится развитие внутреннего рынка природного газа, которое обсуждается на протяжении последних 20 лет. Поэтому в данной статье внимание уделено внутреннему рынку газа. Проанализированы и изучены основные производители природного газа в России, условия их функционирования, налогового регулирования, доступа к экспорту и роли на внутреннем рынке. Кроме того, рассмотрены внутренние потребители газа, и оценен потенциал роста потребления природного газа на внутреннем рынке России, который заключается в росте химической промышленности и развитии газификации. В статье выдвинуты предложения для перестроения существующей модели внутреннего рынка газа, такие как отмена НДПИ на новые объемы поставок газа, расширение возможностей независимых компаний в части внутреннего газоснабжения и газификации, оптимизация подходов к выбору населенных пунктов для газификации, разрешение экспортировать СПГ всем газовым компаниям, решение проблемы ценообразования: выбор оптимальной модели либерализации цен в сегментах кроме населения и ЖКХ.
Резкое ухудшение условий воспроизводства сырьевой модели российской экономики побуждает высокотехнологичные предприятия занимать активную позицию опережающего экономического развития на основе нового технологического уклада в постиндустриальную эпоху. Однако этот переход сам по себе произойти не может. Для этого необходимо создание принципиально новой целеориентированной системы управления с реализацией стратегических приоритетов в рамках долгосрочной стратегии развития предприятия и возможностью достижения технологического суверенитета. Одним из направлений решения данной задачи является внедрение процессно-проектного управления на предприятии. Этого можно достичь только через долгосрочное планирование ресурсов и инвестиции в развитие инновационных функциональных потенциалов крупного промышленного предприятия, увеличение инновационного потенциала персонала и вовлечение его в процесс стратегического развития в условиях динамично меняющегося внешнего окружения.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ 
Цифровая трансформация предприятий является одной из приоритетных национальных задач, хотя санкционные ограничения затормозили ее реализацию, но не снизили актуальности. Цель исследования – анализ отраслевых особенностей цифровизации отечественных компаний, построение рейтинга цифровой зрелости предприятий и организаций различных промышленных секторов и сфер социальной деятельности России. Методическая основа работы – анализ статистической отчетности, демонстрирующей использование цифровых технологий отечественными компаниями, а также эмпирических данных, полученных в результате опросов руководителей отечественных и зарубежных фирм. В исследовании исходно проанализированы статистические данные, описывающие ход цифровой трансформации отечественных предприятий, и выделены три метрики, позволяющие оценить изменения, происходящие под влиянием цифровизации в промышленности и социальной сфере. В качестве таких показателей выбраны: затраты на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); численность работников, использующих ИКТ; спектр используемых цифровых технологий. Выбор данного набора параметров связан, с одной стороны, со значимостью показателей для оценки уровня цифрового развития, а с другой – с наличием развернутых количественных данных, характеризующих отмеченные срезы деятельности предприятий и позволяющих сопоставить изменения, происходящие в каждой из рассматриваемых сфер. Совокупность отмеченных критериев дает возможность в формате экспресс-анализа оценить происходящие перемены, учитывая, что отмеченные цифры затрагивают их различные стороны. Далее предложен алгоритм сравнения отраслей, отталкивающийся от выбранных показателей и учитывающий их значимость (веса), и проведено ранжирование производств. Такое сопоставление позволило сформировать четыре группы, отличающиеся уровнем цифровой зрелости входящих в них секторов, что стало основным научным результатом работы. Показано, что верхние строчки списка заняли отрасли, которые изначально ориентировались на высокотехнологичную базу, а также те, что смогли включить цифровые решения в свои бизнес-процессы, научились трансформировать информацию в продукты и денежные результаты. В завершение представлены рекомендации, направленные на ускорение цифрового развития отечественных компаний.
ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ 
ISSN 2618-8996 (Online)