Безопасность и целеполагание в системе стратегического планирования
https://doi.org/10.33293/1609-1442-2021-1(92)-146-154
Аннотация
Принятие в 2014 г. Федерального закона № 172 «О стратегическом планировании…» (далее – ФЗ № 172) не только в полной мере вернуло понятие «планирование» в правовое и институциональное поле деятельности органов публичной власти, но и обозначило необходимость установления долговременных приоритетов и целей такого планирования. Важно и то, что закон напрямую связал целеполагание социально-экономического стратегирования с реализацией основных установок в области обеспечения национальной, а также экономической безопасности Российской Федерации. Стратегии безопасности, а также многие другие документы по безопасности страны разрабатывались и до принятия ФЗ № 172. Но только этот законодательный акт закрепил роль стратегий безопасности как интегрального элемента практики стратегирования и утвердил их роль как одного из ключевых источников целеполагания для документов стратегического планирования. Однако реализовать эту установку в реальной практике управления сколько-нибудь полно и последовательно не удалось. Хотя формально ФЗ № 172 перенасыщен разнообразными ссылками на требования безопасности, в действительности определить, какие именно требования национальной и экономической безопасности в каждом конкретном случае имеются в виду и в какой мере они практически реализуются в том или ином документе стратегического планирования, практически невозможно. Сложилась ситуация, при которой ссылки на требования национальной безопасности превратились в избыточный и даже отягощающий атрибут практики стратегического планирования. Причины этой ситуации, однако, нельзя связывать только с просчетами ФЗ № 172 и сложившейся правоприменительной практикой. Скорее, следует констатировать устарелость ФЗ № 390 «О безопасности» и, конечно, проблемное содержание двух действующих федеральных документов по безопасности. Хотя эти документы и имеют громкое название «стратегии», считать их таковыми едва ли возможно, и, тем более, едва ли они на деле могут быть приняты в качестве источника целеполагания для прочих документов стратегического планирования. Между тем требования безопасности – не обременение и тем более не альтернатива основным документам стратегического планирования. Как показано в статье, необходимо более четко и конкретно обозначить эти требования, а также механизмы их реализации, чтобы их роль была не меньше и не больше того, что реально необходимо для системности целеполагания в рамках стратегического планирования. Цель данной статьи состоит в том, чтобы определить условия, при которых стратегии безопасности преодолели бы свой нынешний формальный статус и могли бы активно интегрироваться в практику стратегического планирования в качестве одного из основных источников целеполагания.
Об авторе
Евгений Моисеевич БухвальдРоссия
д.э.н., профессор, главный научный сотрудник, заведующий Центром федеративных отношений и регионального развития
Список литературы
1. Бухвальд Е. М. (2018а). Институциональные и правовые предпосылки стратегирования политики экономической безопасности Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. № 3. С. 20–26.
2. Бухвальд Е. М. (2018б). Федерализм как основа национальной безопасности России // Вестник Института экономики РАН. № 1. С. 87–102.
3. Васильева И. А. (2019). Зарубежный опыт обеспечения национальной и экономической безопасности // Экономические науки. № 181. С. 156–161.
4. Горбачева С. В. (2018). Понятие и содержание национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Нижегородской правовой академии. № 16 (16). С. 23–25.
5. Кожевина О. В. (2020). Управление пространственными изменениями в целях обеспечения экономической безопасности // Управление. Т. 8. № 1. С. 141–149.
6. Козлова Е. И., Агеев Р. Г. (2019). Анализ дифференциации регионов России по уровню социально-экономического развития // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. № 3 (22). С. 77–81.
7. Крюков А. В., Лытнева Н. А. (2018). Особенности развития стратегии национальной безопасности России // Ростовский научный журнал. № 2. С. 18–28.
8. Макарейко Н. В. (2020). Экономическая безопасность в системе национальной безопасности // На страже экономики. № 2 (13). С. 74–80.
9. Масликов В. А. (2020). Национальная безопасность и устойчивое развитие России в период пандемии // Материалы Афанасьевских чтений. № 1 (30). С. 14–21.
10. Мигущенко О. Н. (2018). Проблемы становления общей теории национальной безопасности // Научный вестник Орловского юридического института МВД России. № 1 (74). С. 57–60.
11. Назаров В. П., Афиногенов Д. А. (2020). Проблемы развития общей теории национальной безопасности в контексте корректировки стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Власть. Т. 28. № 1. С. 9–19.
12. Неймарк М. А. (2019). Национальная безопасность России: от концепции к стратегии // Вестник Дипломатической академии МИД России. № 1 (19). С. 6–21.
13. Пивень А. Д. (2018). Критерии выбора приоритетных национальных проектов с позиции обеспечения экономической безопасности // Вестник Кемеровского гос. университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. № 1. С. 148–154.
14. Поянова О. С. (2019). Сокращение социально-экономической дифференциации регионов России как задача макроэкономического регулирования // Экономика: вчера, сегодня, завтра. Т. 9. № 6–1. С. 66–77.
15. Тимонин Р. В., Соколова А. В. (2019). Экономическая безопасность как составляющая стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Академии. Московская академия предпринимательства. № 3. С. 58–64.
16. Швайба Д. Н. (2019). Японский опыт обеспечения социально-экономической безопасности в системе национальной безопасности страны // Бюллетень науки и практики. Т. 5. № 8. С. 107–113.
Рецензия
Для цитирования:
Бухвальд Е.М. Безопасность и целеполагание в системе стратегического планирования. Экономическая наука современной России. 2021;(1):146-154. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2021-1(92)-146-154
For citation:
Buchwald E.M. Security and Goal Setting in the Strategic Planning System. Economics of Contemporary Russia. 2021;(1):146-154. (In Russ.) https://doi.org/10.33293/1609-1442-2021-1(92)-146-154