Preview

Экономическая наука современной России

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Влияние тональности новостей на кредитный рынок в период санкций

https://doi.org/10.33293/1609-1442-2021-1(92)-97-116

Полный текст:

Аннотация

Экономика России ощутила влияние западных санкций во многих сферах, в том числе на кредитном рынке. Авторы рассматривают идеи о том, что, помимо прямого влияния в виде ограничений на привлечение финансирования и заморозки активов, санкции косвенно определили особенности среды функционирования банков. Одним из факторов косвенного воздействия выступает эмоциональное освещение антироссийской санкционной политики в зарубежных СМИ, которое могло повлиять на готовность населения осуществлять заимствования или размещать средства в банках. Цель исследования – ​оценка влияния тональности освещения антироссийских санкций в зарубежных СМИ на уровень процентных ставок по кредитам и депозитам российских коммерческих банков. Для достижения поставленной цели авторы сформулировали гипотезы о существовании взаимной связи между освещением введения санкций против России в зарубежных СМИ и уровнем процентных ставок, а также о разнице между характером воздействия положительных и негативных новостных текстов на ожидания населения, определяющие изменение процентных ставок. Кроме того, авторы высказали предположение, что, несмотря на существенность тональности освещения событий в СМИ, экономические факторы значимы больше, чем эмоциональная окраска новостей, в процессе формирования процентных ставок. Проверка гипотез осуществлялась с использованием технологии «мешок слов» и специализированного словаря, позволяющего определять эмоциональную окраску текста. Расширенное моделирование процентных ставок было осуществлено с помощью модели векторной авторегрессии (VAR), дополненной построением функции импульсного отклика и расчетом декомпозиции дисперсии ставок. Полученные результаты подтвердили гипотезу о наличии влияния тональности освещения новостей в СМИ на формирование процентных ставок коммерческих банков, однако однозначной взаимосвязи между положительной или негативной эмоциональной окраской текстов и динамикой процентных ставок установлено не было.

Об авторах

Елена Анатольевна Федорова
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва; Школа финансов НИУ «Высшая школа экономики», Москва
Россия

д.э.н., профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления



Любовь Евгеньевна Хрустова
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва

к.э.н., старший преподаватель Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления



Игорь Святославович Демин
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва

д.э.н., профессор Департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий



Список литературы

1. Анохина Е. И., Любовцева Е. Г. (2015). Динамика изменений процентных ставок депозитов в условиях укрепления курса рубля // Современные проблемы науки и образования. № 1–1. C. 781–781.

2. Белехова Г. В. (2016). Кредитное поведение домохозяйств с разными социально-демографическими характеристиками // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. № 2. С. 132–140.

3. Бутрин Д. (2015). Эмиссия печатных знаков // Коммерсантъ. № 45. С. 2.

4. Данилова Т. Н., Решетов В. А. (2008). Применение финансовых моделей для исследования кредитно-депозитных стратегий деятельности коммерческого банка // Финансы и кредит. № 32 (320). C. 24–29.

5. Ибрагимова Д. Х. (2012). О доверии населения финансовым институтам // Деньги и кредит. № 4. С. 65–71.

6. Калитвенцева Ю. С., Лаврушин О. И. (2017). Анализ факторов, влияющих на объем кредитования в экономике Российской Федерации // Universum: economy and jurisprudence Universum: экономика и юриспруденция. № 6 (39). C. 20–26.

7. Лупанов В. В., Белоцерковский В. И. (2010). Анализ факторов, влияющих на формирование процентной ставки по кредитам и депозитам в коммерческом банке // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. № 1–1. C. 137–142.

8. Макаров А. С., Кузьмичёва Е. Е. (2011). Поведенческие аспекты процесса принятия финансово-экономических решений // Финансовая аналитика: проблемы и решения. № 17. C. 23–28.

9. Сушко Е. Ю. (2017). Финансовое поведение населения и его детерминанты // Финансы и кредит. Т. 23. № 12 (732). C. 670–682.

10. Федорова Е. А., Мусиенко С. О., Федоров Ф. Ю. (2019). Разработка индекса политической неопределенности для российской экономики (RPUI): текстовый анализ // Экономическая наука современной России. № 2 (85). C. 52–64. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-2(85)-52-64

11. Федорова Е. А., Рогов О. Ю., Ключников В. А. (2018). Влияние новостей на индекс нефтегазовой отрасли ММВБ: текстовый анализ // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. № 4. C. 79–99.

12. Яковлева К. (2018). Оценка экономической активности на основе текстового анализа // Деньги и кредит. Т. 77. № 4. С. 26–41.

13. Allgood S., Walstad W. B. (2016). The effects of perceived and actual financial literacy on financial behaviors. Economic Inquiry, vol. 54, no. 1, pp. 675–697.

14. Arino M. A., Franses P. H. (2000). Forecasting the level of vector autoregressions of log transformed. International Journal of Forecasting, no. 16,

15. pp. 111–116.

16. Borghans L. et al. (2008). The economics and psychology of personality traits. Journal of Human Resources, vol. 43, no. 4, pp. 972–1059.

17. Brown M. et al. (2016). Financial education and the debt behavior of the young. The Review of Financial Studies, vol. 29, no. 9, pp. 2490–2522.

18. Cheong С., Lee H. (2014). Forecasting with a parsimonious subset VAR model. Economics Letters, no. 125 (2), pp. 167–170.

19. Curme C. et al. (2014). Quantifying the semantics of search behavior before stock market moves. Proceedings of the National Academy of Sciences, vol. 111, no. 32, pp. 11600–11605.

20. Esposito L., Nobili A., Ropele T. (2015). The management of interest rate risk during the crisis: evidence from Italian banks. Journal of Banking & Finance, vol. 59, pp. 486–504.

21. Fernandes D., Lynch Jr.J.G., Netemeyer R. G. (2014). Financial literacy, financial education, and downstream financial behaviors. Management Science, vol. 60, no. 8, pp. 1861–1883.

22. Funke M. (1990). Assessing the forecasting accuracy of monthly vector autoregressive models: The case of five OECD countries. International Journal of Forecasting, no. 6 (3), pp. 363–378.

23. Gambacorta L. (2008). How do banks set interest rates? European Economic Review, vol. 52, no. 5, pp. 792–819.

24. Gambacorta L., Marques-Ibanez D. (2011). The bank lending channel: lessons from the crisis. Economic Policy, vol. 26, no. 66, pp. 135–182.

25. Gerrard P., Barton Cunningham J. (2004). Consumer switching behavior in the Asian banking market. Journal of Services Marketing, vol. 18, no. 3, pp. 215–223.

26. Ho T. S.Y., Saunders A. (1981). The determinants of bank interest margins: theory and empirical evidence. Journal of Financial and Quantitative Analysis, vol. 16, no. 4, pp. 581–600.

27. Perera A., Wickramanayake J. (2016). Determinants of commercial bank retail interest rate adjustments: Evidence from a panel data model. Journal of International Financial Markets, Institutions and Money, vol. 45, pp. 1–20.

28. Petersen J. A., Kushwaha T., Kumar V. (2015). Marketing communication strategies and consumer financial decision making: The role of national culture. Journal of Marketing, vol. 79, no. 1, pp. 44–63.

29. Piotrowska M. (2017). The impact of consumer behavior on financial security of households in Poland. Contaduría y Administración, vol. 62, no. 2, pp. 461–504.

30. Sims C. (1980). Macroeconomics and Reality. Econometrica, no. 48 (1), pp. 1–48.

31. Were M., Wambua J. (2014). What factors drive interest rate spread of commercial banks? Empirical evidence from Kenya. Review of Development Finance, vol. 4, no. 2, pp. 73–82.

32. Wisniewski T. P., Lambe B. (2013). The role of media in the credit crunch: The case of the banking sector. Journal of Economic Behavior & Organization, vol. 85, pp. 163–175.


Для цитирования:


Федорова Е.А., Хрустова Л.Е., Демин И.С. Влияние тональности новостей на кредитный рынок в период санкций. Экономическая наука современной России. 2021;(1):97-116. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2021-1(92)-97-116

For citation:


Fedorova E.A., Khrustova L.E., Demin I.S. Influence of News Tonality on Credit Market during Sanctions Period. Economics of Contemporary Russia. 2021;(1):97-116. (In Russ.) https://doi.org/10.33293/1609-1442-2021-1(92)-97-116

Просмотров: 65


ISSN 1609-1442 (Print)
ISSN 2618-8996 (Online)