Preview

Экономическая наука современной России

Расширенный поиск
№ 3 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-3(86)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 

7-18 1004
Аннотация

Автор рассматривает роль государства в современной экономике с точки зрения марксистской методологии, что позволяет яснее представить имеющиеся в науке точки расхождения взглядов на этот предмет, а также опереться на имеющийся в марксизме потенциал исторического предвидения. В статье выдвигается тезис, что современное государство ориентировано на реализацию трех основных типов интересов: государственного аппарата (бюрократии), господствующего класса (капитала) и общества как целого. Исследуются противоречия между этими группами интересов, и рассматриваются уже реализуемые в настоящее время, а также иные возможные варианты компромисса между ними. Анализируются позиции различных школ и течений экономической мысли с точки зрения их ориентации преимущественно на те или иные интересы, защита и воплощение которых входит в функции государства. Обозначаются основные пункты разногласий по этим вопросам. На основе выделения основных интересов, защищаемых государством, формулируется идея о трех ипостасях государства: государство-бюрократ, государство-капитал, государство-общество. Автор трактует развитие экономических функций государства  в условиях позднего капитализма как превращение самого государства в разновидность действующего капиталиста. С точки зрения исторического развития функций государства рассматриваются возможные сдвиги в функциях государства в качестве ответа на те вызовы, которые связаны с эволюцией современной экономики. В частности, исследуется использование в экономических функциях государства формирующихся пострыночных (или переходных к пострыночным) отношений. Такие переходные пострыночные отношения расширяют потенциальные возможности осуществления государством своей функции – выразителя общественных интересов. В качестве одного из возможных вариантов эволюции современного государства анализируются причины формирования сдвига в либерально-консервативном направлении, равно как и возможные альтернативы такому сдвигу.

18-29 639
Аннотация

В статье рассматриваются различные позиции относительно экономической роли государства. Выделяются три основные группы взглядов, которых придерживаются в дискуссии по этой теме в Р оссии: либералы, государственники и левые. Это различение проводится на основе выделения Александром Бузгалиным основных экономических интересов, которые отражают в деятельности государства, что позволяет выделить три его основных ипостаси, которые условно названы «государством-обществом», «государством-бюрократом» и «государством-капиталом». Демонстрируется противоречивый характер сочетания этих  ипостасей государства. Хотя стороны дискуссий обычно не идентифицируют себя только с какой-то одной из этих ипостасей, защита преимущественно тех или других выступает главным водоразделом между позициями сторон. В зависимости от этого дается и ответ на центральный вопрос – что есть государство в экономической сфере? Формулируются ключевые разногласия между участниками дискуссий об экономических функциях государства по основным вопросам экономического развития, экономических отношений и институтов, связанных с деятельностью государства. В заключение представлен взгляд на перспективу эволюции функций государства в связи с формированием переходных пострыночных отношений и на взаимодействие между государством и обществом в этом процессе. Показаны возможные перспективы использования переходных пострыночных экономических форм для обеспечения государством экономических интересов общества как целого. Подчеркивается роль демократических институтов гражданского общества в этом процессе. Этот подход представлен как альтернатива государственническому и либерально-консервативному тренду в формировании функций государства.

29-51 512
Аннотация

Статья посвящена математическому моделированию способов координации коллективных действий в режиме самоорганизации и самоуправления. Предполагается, что члены коллектива создают совокупный доход, величина которого возрастает с ростом объема усилий, прилагаемых каждым. Цель каждого члена коллектива – максимизировать собственный выигрыш. Как было установлено ранее, отсутствие всеобщего межличностного доверия не позволяет членам однородного (неструктурированного) коллектива преодолеть неэффективный, равновесный по Нэшу исход. Рассмотрены варианты структурирования коллектива на основе образования небольших групп (коалиций) агентов, связанных доверительными отношениями друг с другом внутри каждой такой группы. Стратегия коалиции, направленная на максимизацию не индивидуальных выигрышей, а коалиционного, приводит к росту прилагаемых членами коалиции усилий, что оборачивается ростом индивидуальных выигрышей всех членов коллектива. Показано, что для обеспечения устойчивости коалиционной структуры необходимы, во‑первых, стимулы для членов каждой коалиции, предусматривающие перераспределение квазиренты в их пользу, и, во‑вторых, осуществление контроля над усилиями агентов. Как следует из модели, члены коллектива, не вошедшие в коалиции или состоящие в малочисленных коалициях с низкими долями в совокупном доходе, имеют слабые стимулы инвестирования. Возможность усиления их стимулов и соответствующего повышения совокупного выигрыша коллектива может быть достигнута в рамках другой, более иерархически выстроенной структуры при условии достаточно низких трансакционных издержек. Для реализации этой возможности необходима концентрация права на остаточный доход в руках только одной или нескольких крупнейших коалиций с соответствующим отстранением от этого права всех остальных членов коллектива. Доход каждого такого агента определяется условиями стимулирующего контракта. Предложен дизайн стимулирующего контракта, создающего все необходимые предпосылки для достижения равновесного исхода, доминирующего по Парето над любым исходом, достигаемым при сохранении прав на остаточный доход у всех членов коллектива.

51-61 797
Аннотация

Статья на основе экстраполяции системных законов на управление социально-экономическим развитием иллюстрирует системную причину эффекта кобры, т. е. ситуацию, когда, несмотря на привлекательные цели, сформулированные руководителями, результат работы подчиненных им сотрудников оказывается противоположным намеченному. Основной задачей нашего исследования является разработка системы показателей эффективности, достижение которых позволило бы работникам изменять состояние объекта в нужном менеджеру направлении. Причиной эффекта кобры является проявление системных закономерностей социально-экономического развития. Основной закономерностью системы является ее стремление к стабильности ее состояния и самосохранению. Такое состояние системы достигается наименее энергоемким способом. Показано, что стремление любого работника к стабильному положению в своей должности и развитию карьеры является проявлением системных законов. Поэтому работник всегда стремится достичь установленных показателей, т. е. работать «на показатели». В статье анализируется проявление этих законов на уровне предприятий и государства. Показано, что существующая система целей и показателей, применяемых для оценки эффективности управления, не соответствует целям и задачам социально-экономического развития. На мезо- и макроуровнях такие абсолютные и объемные показатели, как валовой национальный продукт и др., не способствуют увеличению числа созданных преимуществ. В статье всесторонне охарактеризован вектор изменения системы показателей оценки эффективности управления на региональном и государственном уровнях исходя из того, что ключевым элементом является семья. Целевыми показателями и показателями оценки работы должны стать показатели доступности благ для домашних хозяйств.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРАКТИКА 

62-77 573
Аннотация

В статье представлено обоснование инвестиционной активности государства, направленной непосредственно на реализацию интересов общества, и реформаторской деятельности, задачей которой является модернизация институциональной среды с целью максимально возможного согласования интересов общества и экономических агентов. В рамках первого направления предложенны оригинальный подход и соответствующая методика определения объема государственных инвестиций производителям опекаемых благ в гуманитарном секторе, основанные на оценке необходимой компенсации дефицита их дохода, возникающего вследствие объективных экономических закономерностей и социальных норм, устанавливаемых государством. В рамках второго направления обсуждается потребность в институциональных изменениях, подталкивающая государство к реформированию действующих институтов с целью генерирования дополнительной мотивации расширения производства опекаемых благ в результате максимально возможного сближения интересов экономических агентов и общества в целом. Речь идет о создании экономических стимулов и в целом благоприятных условий для привлечения в гуманитарный сектор, в том числе негосударственных, НКО , а также коммерческих организаций, имеющих собственные интересы, подчас далекие от общественных целей увеличения человеческого капитала. В качестве общего вектора институциональной модернизации условий культурной, образовательной и научной деятельности рекомендовано использование институтов индивидуальных бюджетных назначений, налоговых льгот, маркированных налогов и эндаументфондов. Заключительная часть исследования посвящена анализу последствий изъяна общественного выбора – провозглашения в качестве общественного интереса роста числа журнальных публикаций и особенностей институциональной модернизация науки, включая проведение журнальной реформы. Рекомендована разработка федеральной программы государственной поддержки научных журналов, обеспечивающей их эффективную деятельность, включая оплату гонорара авторам и рецензентам, а также выделение целевых субсидий научным библиотекам университетов и академических институтов для оплаты подписки на основные научные журналы.

77-90 648
Аннотация

Статья посвящена актуальной теме – институциональному анализу инициативного бюджетирования и территориального общественного самоуправления, а также возможности их интегрирования. За несколько последних лет в Р оссии была выстроена система гражданского участия в бюджетных решениях, создана нормативно-правовая база, обучены тысячи сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления, появились проектные центры сопровождения развития инициативного бюджетирования. Участие граждан в бюджетных решениях способно существенным образом ускорить развитие низового звена местного самоуправления. Инициативное бюджетирование – инновационный инструмент общественных финансов и одновременно социальная технология, позволяющая обеспечить реальное вовлечение граждан в вопросы государственного и муниципального управления. Программы развития инициативного бюджетирования позволяют перевести на системную основу финансирование проектов, направленных на решение вопросов  местного значения, с участием граждан. Результаты и материалы данного исследования могут послужить фундаментом для теоретического осмысления институционального развития общественных финансов на региональном и местном уровнях. В то же время данная область практического знания, интенсивно развивающаяся в последние годы, нуждается в глубоком институциональном анализе.

91-103 558
Аннотация

В работе рассматриваются проблемы реформирования организации производства высокотехнологичной продукции в Р оссии. Сравнительный анализ состояния и значимости этих производств в экономике развитых стран и Р оссии показывает необходимость реформирования структурной организации производств. На примере авиационной отрасли проведен анализ соответствующих мероприятий, направленных на совершенствование организации промышленных производств. Оценка их результативности показывает, что они способствуют консервации замкнутых устаревших моделей бизнес-производства, монополизации финального исполнителя в цепочке производства конечной продукции, например «Объединенной авиационной компании», в получении и использовании инвестиций, низкой производительности труда и оттоку кадров, отсутствию эффективного взаимодействия научно-технологического сектора отрасли с отечественной академической и вузовской наукой по созданию высокотехнологичных инноваций и формированию компетенций, необходимых для осуществления технологического рывка и повышения конкурентоспособности отрасли на глобальном рынке. В работе представлена модель вертикальной интеграции технологической цепочки воспроизводства добавленной стоимости (ЦВДС) в форме сетевых организационных структур поставщиков модулей, агрегатов и узлов конечной сложной техники на основе отечественных производителей. В работе обсуждаются преимущества гелиоцентрической организации производства конечной сложной техники и кластерной организации поставки промежуточных изделий (модули, агрегаты, узлы). Показано, что разделение функций финального интегратора содействует распределению рисков вдоль ЦВДС. При этом внимание финального интегратора концентрируется на разработке конечной сложной продукции, организации системы поставщиков и послепродажного сервиса. Кластерная организация производства промежуточной продукции открывает возможности его диверсификации и непосредственного доступа каждого ее элемента в виде юридических лиц к инвестиционным потокам, что стимулирует развитие производств. Авторы разработали механизмы обеспечения компетенций производителей их функциональным назначениям в ЦВДС и организации сетевой системы ее управления. 

104-119 622
Аннотация

Российской экономике необходим качественный скачок темпов экономического развития. Особенностью развития России является функционирование муниципальных образований и целых регионов с моноотраслевой специализацией экономики. В условиях макроэкономической нестабильности этим территориям необходима превентивная государственная поддержка. Инструментом такой поддержки с 2015 г. стали территории опережающего социально-экономического развития (ТОС ЭР), создаваемые первоначально на Дальнем Востоке, а с 2016 г. и в моногородах. Цель научного исследования состоит в выявлении и анализе феномена риска отклонения от цели социально-экономического развития территориальных экономических субъектов, получивших статус резидента ТОС ЭР. В качестве объекта исследования выбран город Набережные Челны как первая монотерритория со статусом ТОС ЭР. Задачи нашей научно-исследовательской работы заключаются в детализации сущностных характеристик ТОС ЭР, их актуализации в контексте обозначенных проблем. Указано на актуальность создания ТОС ЭР в городах с моноотраслевой экономикой, подчеркнуто значение ТОС ЭР как зоны благоприятствования хозяйственной деятельности и возникновения точек роста, а также как и института развития экономики территориальных образований. Обоснованы преимущества ТОС ЭР в качестве определенного типа территориальных образований для резидентов ТОС ЭР, а также выявлены возможные факторы риска  отклонения от цели развития ТОС ЭР и определены направления поиска антирисковых управленческих решений. В процессе исследования применялись общенаучные методы теоретического и эмпирического познания: научного абстрагирования, аналогий, а также системный, статистический, структурный, функциональный и экономический методы анализа. 

119-138 1087
Аннотация

В статье рассматривается понятие «цифровая экономика» и его соотношение с понятием «экономика знаний». Сделан вывод о том, что цифровая экономика официально считается предшествующим этапом перед развитием общества знаний (экономики знаний). Представлен обзор мнений специалистов из разных областей знаний насчет положительных и отрицательных эффектов, а также возможных рисков развития цифровой экономики. Обосновано, что, несмотря на объективность процесса движения к информационному обществу, а далее к обществу знаний, человечество должно прикладывать усилия для того, чтобы этот путь не был губительным для прежних его достижений в самых различных областях. С позиции системной экономической теории проводится анализ системных эффектов и рисков развития цифровой экономики в Р оссии. С этой целью выполняется оценка системной сбалансированности распределения средств в национальном проекте «Национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”». Для оценки объемов финансирования четырех базовых типов экономических систем (объектных, средовых, процессных и проектных) осуществляется классификация результатов федеральных проектов по системным типам и расчет индексов системной сбалансированности. Полученные значения индексов системной сбалансированности распределения средств национального проекта «Национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”» показали наличие существенных дисбалансов в объемах финансирования между системам различных типов. Выявлено, что приоритетную поддержку получили системы средового и процессного типа, отвечающие за развитие инфраструктуры и протоколов сбора, обработки, хранения и распространения данных и др. Это обстоятельство должно учитываться при формировании экономической политики страны, поскольку как экономические системы четырех базовых типов, так и условия и факторы экономического роста должны развиваться пропорционально. Применение представленного подхода к развитию цифровой экономики в Р оссии позволит добиться эффективного распределения финансовых ресурсов между  подсистемами, избежать как дублирования функций системами различных уровней, так и чрезмерного усиления или ослабления одного или нескольких типов систем.

ЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 

139-151 786
Аннотация

Анализируются показатели, определившие изменение макроэкономической ситуации в экономике Азербайджана в 2010–2017 гг., а также условия повышения эффективности государственного вмешательства в решение экономических проблем. Отмечено, что важным становится не размер государственного сектора, а его качественная составляющая (эффективность управления и перераспределения ресурсов и доходов, координация государственного вмешательства в экономические отношения). Выявлены основные причины, ограничивающие экономический рост, а также раскрыты механизмы их преодоления, так как экономический рост имеет особое значение в трансформационный период развития государства. Обосновано утверждение о том, что формы и методы государственного регулирования должны стать результатом разумного сочетания частного и государственного секторов экономики для более эффективного достижения цели экономического развития страны и повышения благосостояния населения. Для этого целесообразно ограничивать действия рыночных сил и найти рациональное соотношение рыночных и государственных мероприятий, стимулирующих экономический рост и развитие.
Показано, что в ближайшей перспективе развитие экономики Азербайджана должно быть ориентировано на переход к интеграции различных моделей экономических преобразований; при этом должно осуществляться «привлечение инвестиций» методами стимулирования потребления, а также должна превалировать концепция социально ориентированной экономики, которую также реализует государство, обеспечивая тем самым социальную защиту населения и одновременно развивая рыночные отношения. Отмечены также диспропорции регионального и отраслевого развития, которые являются следствием неэффективного распределения произведенных благ, недостаточных инвестиций в человеческий капитал, низкого уровня координации и стимулирования экономического роста и развития.

КНИЖНАЯ ПОЛКА 

152-157 543
Аннотация

В научно-учебном издании профессора А. М . Старостина вводятся и апробируются понятия «философские инновации» и «исследовательская философия». Автор разделяет весь массив философских исследований на фундаментальные и прикладные – сферу философских инноваций. Фундаментальные философские исследования направлены на изучение проблем бытия, мышления, познания, истины, свободы и других основополагающих категорий. Сфера фундаментальных исследований меняется медленно и отмечена в своем развитии выдающимися именами (Платон, Декарт, Кант, Шопенгауэр, Гуссерль, Хайдеггер и др.). Что касается сферы философских инноваций, то ее появление и развитие связаны с приложением методов философской рефлексии к осмыслению междисциплинарных проблем науки, развития политических, религиозных, художественных, этических течений, которые не могут быть исследованы только посредством собственных методов. Сфера философских инноваций развивается динамично и по своим масштабам на два порядка объемнее сферы фундаментальной философии.
Автор, исходя из данного видения фундаментальной и инновационной проекции философского знания и философских методов, анализирует в своем издании современные проблемы политики, образования, культуры, науки, управления и др.

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ 

158-163 550
Аннотация

Статья представляет собой обзор пятого Санкт-Петербургского международного экономического конгресса, состоявшегося 3 апреля 2019 г. На конгрессе обсуждались актуальные проблемы современных технологических трансформаций, экономического развития России и ряд других вопросов. Участники предложили не только новые теоретические идеи, но и конкретные меры экономической политики, которые могут быть реализованы на практике.

КОНФЕРЕНЦИИ, СИМПОЗИУМЫ, СЕМИНАРЫ, КОНКУРСЫ 

164-166 378
Аннотация

Международный научный фонд экономических исследований академика Н. П. Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2019 г.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1609-1442 (Print)
ISSN 2618-8996 (Online)