Preview

Экономическая наука современной России

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 4 (2017)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

7-18 152
Аннотация
В работе описаны и проанализированы проблемы сложившейся системы организации и проведения стратегических и прогнозных НИР, такие как ограниченная применимость конкурсных механизмов отбора исполнителей данных исследований, непрозрачный характер формирования стратегий и прогнозов, субъективизм головного исполнителя исследований, отсутствие действенного контроля результатов выполнения НИР даже со стороны заказчика, а также некорректность самой методологии проведения системных исследований. Обоснована новая схема организации стратегических и прогнозных исследований, аналогичная современной системе проведения прикладных исследований для разработки новых технологий в наукоемкой промышленности. С целью повышения качества управления разработкой новых управленческих технологий внедряется система оценки уровней готовности технологий к практическому применению. Она предусматривает строгий мониторинг промежуточных результатов системных НИР. Процесс развития новой управленческой технологии четко разделен на отдельные этапы - от разработки состава и структуры моделируемой системы до построения комплексной компьютерной модели управляемой крупномасштабной системы. Такая модель далее может неоднократно использоваться для построения прогнозов, стратегий развития рассматриваемой системы. Также в работе предложена новая экономико-математическая модель оценки качества организации разработки стратегий и прогнозов развития предприятий, отраслей, стран. Для этого были построены модели благосостояния общества в целом и его отдельных групп в зависимости от проводимой ими политики, модели выбора оптимальной политики, описан процесс формирования оценочной функции полезности общества. Формализованы параметры качества и точности управленческих решений, принимаемых на основе максимизации этой функции. Исследовано влияние предложенной авторами новой организации разработки прогнозов и стратегий на качество стратегического управления. Описаны условия «робастности» управляемой системы (предприятия, отрасли, национальной экономики) к искажениям целевой функции общества и оптимальной политики.
19-33 133
Аннотация
В статье в свете современной теории социально-экономических систем рассматриваются основные проблемы координации участников инновационной деятельности на разных уровнях иерархии управления. Особое внимание уделяется согласованию действий агентов - генераторов инновационных идей, разработчиков инновационных продуктов, руководителей инновационных предприятий, потребителей инноваций. Определяются факторы, тормозящие инновационную активность в отечественной экономике, формулируются ключевые проблемы становления инновационной экономики в России. Показывается, что наиболее устойчивыми являются механизмы координации, основанные на синхронизации взаимодействия инновационных объектов, проектов, процессов и сред в рамках системы более высокого порядка. Формулируются ключевые принципы разработки механизмов координации участников инновационной деятельности, занимающих различные позиции в национальной инновационной системе. Показывается, что системные механизмы координации должны согласовывать поведение акторов, учитывая специфику инновационной деятельности, базовые функции систем типа «объект», «среда», «процесс» и «проект», факторы индивидуального поведения, взаимообусловленность развития системы и личности, а также экономические циклы. Специфика координации участников инновационной деятельности требует, как показывается в работе, особого внимания к гуманитарным аспектам межагентской и межсистемной координации, в том числе применения методов анималисткой координации, основанной на концепции «души» социально-экономической системы. Выводы общесистемного характера проецируются в сферу координации деятельности органов государственной власти и экономических агентов. В статье приводятся рекомендации, определяющие структуру, цели, задачи и функции основных компонентов национальной инновационной системы, в частности по расширению спектра форм государственного участия в инновационной деятельности за счет «мягких» методов активизации инновационных процессов.
34-42 59
Аннотация
Одним из факторов, определяющих устойчивый поступательный рост государства, является координация задач экономического и общественного развития страны с индивидуальными целями, стоящими перед ее гражданами. В соответствии с традиционным взглядом человек, решая экономические задачи, выбирает вариант действий, приносящий ему наибольшую выгоду. Но такой подход не учитывает многочисленные факторы (от институциональных до психологических), воздействующие на реальный выбор. В работе предлагается расширить классический взгляд, проанализировать дополнительные параметры, влияющие на экономическое поведение человека, позволяющие направить его активность в общественно полезное русло. С этой целью предложена модель поведения, ориентированная на социально-экономическую эффективность, обеспечивающую уменьшение трансакционных (в широком понимании) издержек, и нацеленная на повышение общественной результативности, что позволяет сместить акценты с экономической эффективности к социальной экономичности. В рассматриваемой модели обращено внимание на влияние общественной среды, институционального и социально-экономического окружения на поведение человека. Такая среда способна направить принимаемые им решения не только на увеличение потребления, максимизацию экономической выгоды, но и на самоограничения, стремление к самоидентификации, координацию индивидуального поведения с требованиями и нормами общества. Отмечено, что предлагаемая модель экономического поведения задает траекторию поступков, ориентированную на выбор решений, учитывающих возможности личного экономического успеха в контексте общественной эффективности, снижения издержек социума, разумных норм потребления и нагрузки на среду. Она направлена на повышение коллективной эффективности и постепенное решение за счет отмеченных инструментов социально-экономических проблем страны в целом.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

43-57 79
Аннотация
В статье рассматриваются общие условия развития ракетно-космической промышленности России в долгосрочной перспективе, при этом особое внимание уделяется динамике финансирования разработки и закупок ракетно-космической техники государственной корпорацией «Роскосмос», а также текущим тенденциям роста и изменения структуры мирового космического рынка. Кроме того, в работе дополнительно проведен анализ особенностей и динамики развития различных сегментов мирового рынка ракетно-космической техники. Опираясь на этот анализ, а также на идеи автора о сущности инновационных процессов и кругообороте инновационного капитала, где внедрение технических и технологических новаций можно рассматривать как момент инновационного процесса, выдвигается гипотеза о специфике инновационного развития в сфере космической деятельности. Основная идея предлагаемой к обсуждению гипотезы заключается в том, что до конца 1980-х гг. космонавтика была инновационной отраслью, однако к настоящему времени значимая часть секторов ракетно-космической промышленности участвует только в создании локальных новаций. Как следствие, добавленная стоимость возникает в смежных отраслях, которые не входят в сферу космической деятельности. Основываясь на выдвинутой гипотезе и с учетом выявленных тенденций развития мирового космического рынка, в статье предпринимается попытка решить прогнозную задачу с целью получить приблизительные оценки долгосрочных перспектив развития ракетнокосмической промышленности РФ и российского космического рынка. При решении этой задачи основная проблема заключается в учете фактора нестабильности государственного финансирования, а также финансовых возможностей и ограничений, заложенных в Федеральной космической программе России на 2016-2025 годы.
58-62 51
Аннотация
В статье дана количественная характеристика тесных связей между динамикой финансовых рынков России и Бразилии (валютный курс, курсы акций). Демонстрируется синхронность динамик рынков в 1996-2017 гг. (коэффициенты корреляции 0,8-0,95 в валютных курсах рубля и бразильского реала, 0,89-0,92 в фондовых индексах). Указано на параллелизм движения рынков во время кризисов, возможности взаимных финансовых инфекций. Раскрыт причинно-следственный механизм таких связей внутри глобальных финансов. Дан анализ черт сходства экономик и финансовых рынков России и Бразилии, формирующих представления портфельных инвесторов о них как о «схожих» активах в глобальных финансах. Раскрыты аналогии в моделях коллективного поведения населения, в структурировании России и Бразилии как государств «латиноамериканского типа», в идеологии «особого национального пути» и «великодержавности». Представлен механизм действий крупных международных инвесторов, определяющий синхронность финансовых рынков России и Бразилии при формировании портфелей глобальных финансовых активов, схожих по риску, доходности и ликвидности. Дан качественный прогноз динамики финансовых рынков России и Бразилии на горизонтах до пяти лет как синхронных, обладающих сверхвысокой волатильностью. Формулируется положение о том, что прогноз будущего России можно строить на основе анализа политического, экономического и финансового прошлого Бразилии - с учетом того, что она всегда оставалась рыночной экономикой. Представлены основные параметры анализа черт «сходства» и «различия», позволяющие в дальнейшем возобновлять его в связи с сохранением синхронности или расхождениями в будущем в динамике финансовых рынков России и Бразилии.
63-77 46
Аннотация
Передовые направления развития цепей поставок базируются на принципах экологической ответственности, акцентирующих внимание исследователей, участников и пользователей цепей поставок на вопросах защиты природы, охраны экологических систем и организации природоохранных мероприятий для устойчивого развития. В данной статье рассматривается проблема определения наиболее важных источников стратегических экологических рисков в цепях поставок. Оптимальные природопользование и ресурсопотребление позволяют уменьшить экономически потери и эколого-экономический ущерб, причиняемый окружающей среде, уменьшить количество отходов и потребность в ресурсах для промышленного использования. Решение стратегических экологически ориентированных задач управления цепями поставок, в том числе посредством разработки соответствующих математических и экономико-математических моделей, учитывающих экологические аспекты организации движения материалопотоков в цепях поставок, позволяет обеспечить их экологически сбалансированное функционирование. Мы предлагаем процедуру, которая дает возможность сократить размерность модели цепи поставок без существенной потери информации о стратегических экологических рисках и соответствующих потерях. Мерой знаний о наиболее важных источниках рисков в цепи поставок мы предлагаем использовать информационную энтропию. Для определения наиболее важных источников стратегических экологических рисков в цепях развивается подход, основанный на использовании информационной энтропии как меры знаний о негативных отклонениях стратегических экологических показателей. В результате строится упрощенная модель цепи поставок, сохраняющая наиболее важную информацию, относящуюся к исходной полноразмерной цепи большой размерности, и достаточно полная для принятия решений о выборе антирисковых программ, основанных прежде всего на принципах наилучших доступных технологий.
78-87 340
Аннотация
В данной статье изложена модель, в рамках которой проведено сравнение систем налогообложения, существующих на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР) и в особых экономических зонах (ОЭЗ) технико-внедренческого и промышленнопроизводственного типа. Основными элементами модели являются инвестиционный проект (погружаемый в разные системы налоговых льгот), модель поведения инвестора, выбирающего наилучший момент финансирования проекта, и сценарии налоговой системы с учетом налоговых льгот, принятых в ТОР и ОЭЗ. Как показали расчеты по модели, возможности всех трех систем с точки зрения привлечения инвестора (времени ожидания финансирования проекта) примерно одинаковы, однако в ТОР инвестор придет все же немного быстрее, чем в ОЭЗ, и с ростом неопределенности будущей прибыли от проекта это различие будет возрастать. С точки зрения наполнения бюджетов федерального и регионального уровней ожидаемыми налоговыми поступлениями от реализованного проекта не существует одной системы, которая была бы лучше двух остальных для всех рассматриваемых инвестиционных проектов. Налоговая система в ТОР будет в этом плане наилучшей для проектов с невысоким значением среднего темпа роста добавленной стоимости и низкой волатильностью. Льготы ТОР также будут наилучшими (для регионального бюджета) для проектов с более высокими значениями среднего темпа роста добавленной стоимости и доли заработной платы в добавленной стоимости. В остальных случаях наилучшие системы льгот остаются в ОЭЗ: промышленно-производственного типа - для федерального бюджета и технико-внедренческого типа - для регионального.
88-102 50
Аннотация
В данной работе предлагается подход учета влияния ежедневно изменяющихся макроэкономических переменных при разработке модели вероятности отзыва лицензии у российских банков на основе их годовых финансовых показателей. Суть этого подхода заключается в том, что для учета влияния макроэкономических переменных предлагается использовать не среднее значение по выборке, а медиану и характеристики разброса: стандартное отклонение и дисперсию. На основе годовых финансовых показателей деятельности банков за период с 2004 по 2015 г., а также значений макроэкономических переменных, была построена логистическая регрессионная модель оценки вероятности отзыва лицензии у российских банков. Волатильность макроэкономических переменных характеризуется переменными «стандартное отклонение» и «дисперсия». Проблему устранения мультиколлинеарности между этими переменными предлагается решить путем включения в модель стандартизированных значений переменной «стандартное отклонение» и их квадратов.
103-117 58
Аннотация
Целью настоящей работы является изучение барьеров развития рынков энергоэффективных товаров и услуг массового спроса, используемых в жилом и коммерческом секторах. Исследование проведено методом личного опроса малых групп с использованием структурированной анкеты, содержащей как открытые и полуоткрытые вопросы, так и оценочные вопросы, ответы на которые представляются в ранговой шкале Лайкерта. Вопросы анкеты разработаны таким образом, чтобы выявить и косвенно измерить основные барьеры диффузии новых энергоэффективных технологий массового спроса - стоимостной, информационный, инфраструктурный барьеры и барьер доверия. Исследование проведено в трех регионах - Краснодарском, Красноярском и Приморском краях, объем выборки составляет 657 респондентов. Обработка результатов опроса проводилась преимущественно методами непараметрической статистики: для исследования зависимостей между ранговыми переменными использовалась ранговая корреляция Спирмена и Кендалла; для исследования влияния номинальных переменных на ранговые - непараметрические тесты Манна-Уитни и Крускалла-Уоллиса; для выявления связей между номинальными переменными - таблицы кросс-табуляции. В результате исследования были выявлены существенные региональные различия в уровне экологического сознания респондентов, их оценках эффективности мулирования внедрения энергосберегающих технологий и технологий возобновляемой энергетики, а также оценках уровня осведомленности и знаний в обществе в вопросах энергосбережения. Кроме того, было выявлено наличие существенного латентного спроса на энергоэффективные оборудование и технологии, применимые в условиях многоквартирного дома, удовлетворение которого могло бы стать точкой роста для отечественных производителей инновационного энергоэффективного оборудования.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА И ВЫСШАЯ ШКОЛА

118-126 91
Аннотация
В статье рассматриваются государственная политика Российской Федерации в области образования, ее основные принципы и инструменты. Одна из целей реформ российского образования - повышение конкурентоспособности отечественных вузов на мировом рынке образовательных услуг. Достижение этой цели обеспечивается за счет внедрения передовых технологий, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и улучшения инфраструктуры вузов. Изучаются расходы на образование в РФ и странах мира как инструмент политики государства в сфере образования. Проводится анализ влияния инструментов государственной политики в сфере образования на повышение конкурентоспособности национальных вузов в мировом образовательном пространстве. Различные государственные программы в сфере образования являются мощным инструментом в реформировании системы образования в целом, повышении уровня образования граждан и повышении конкурентоспособности национальных вузов в мировом образовательном пространстве. В рамках реализации государственной программы в сфере образования РФ сформирована сеть ведущих вузов страны. Возросло число российских вузов, признаваемых в рейтингах мировых университетов. Достижению этих результатов способствует программа повышения конкурентоспособности российских вузов «5-100». Приоритетными задачами проекта являются развитие научно-исследовательского потенциала, приведение уровня образования российских вузов к мировым стандартам, совершенствование системы дополнительного образования и переподготовки кадров, расширение международной деятельности. Подчеркивается важность сбалансированной политики государства в сфере образования для социально-экономического развития России. В современных социально-экономических условиях в сложной структуре мирохозяйственных связей возрастает значение конкурентоспособности национальных систем образования на мировом рынке образования.

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ЮБИЛЕИ



ISSN 1609-1442 (Print)
ISSN 2618-8996 (Online)