Preview

Экономическая наука современной России

Расширенный поиск
№ 4 (2017)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 

7-18 380
Аннотация
В работе описаны и проанализированы проблемы сложившейся системы организации и проведения стратегических и прогнозных НИР, такие как ограниченная применимость конкурсных механизмов отбора исполнителей данных исследований, непрозрачный характер формирования стратегий и прогнозов, субъективизм головного исполнителя исследований, отсутствие действенного контроля результатов выполнения НИР даже со стороны заказчика, а также некорректность самой методологии проведения системных исследований. Обоснована новая схема организации стратегических и прогнозных исследований, аналогичная современной системе проведения прикладных исследований для разработки новых технологий в наукоемкой промышленности. С целью повышения качества управления разработкой новых управленческих технологий внедряется система оценки уровней готовности технологий к практическому применению. Она предусматривает строгий мониторинг промежуточных результатов системных НИР. Процесс развития новой управленческой технологии четко разделен на отдельные этапы - от разработки состава и структуры моделируемой системы до построения комплексной компьютерной модели управляемой крупномасштабной системы. Такая модель далее может неоднократно использоваться для построения прогнозов, стратегий развития рассматриваемой системы. Также в работе предложена новая экономико-математическая модель оценки качества организации разработки стратегий и прогнозов развития предприятий, отраслей, стран. Для этого были построены модели благосостояния общества в целом и его отдельных групп в зависимости от проводимой ими политики, модели выбора оптимальной политики, описан процесс формирования оценочной функции полезности общества. Формализованы параметры качества и точности управленческих решений, принимаемых на основе максимизации этой функции. Исследовано влияние предложенной авторами новой организации разработки прогнозов и стратегий на качество стратегического управления. Описаны условия «робастности» управляемой системы (предприятия, отрасли, национальной экономики) к искажениям целевой функции общества и оптимальной политики.
19-33 371
Аннотация
В статье в свете современной теории социально-экономических систем рассматриваются основные проблемы координации участников инновационной деятельности на разных уровнях иерархии управления. Особое внимание уделяется согласованию действий агентов - генераторов инновационных идей, разработчиков инновационных продуктов, руководителей инновационных предприятий, потребителей инноваций. Определяются факторы, тормозящие инновационную активность в отечественной экономике, формулируются ключевые проблемы становления инновационной экономики в России. Показывается, что наиболее устойчивыми являются механизмы координации, основанные на синхронизации взаимодействия инновационных объектов, проектов, процессов и сред в рамках системы более высокого порядка. Формулируются ключевые принципы разработки механизмов координации участников инновационной деятельности, занимающих различные позиции в национальной инновационной системе. Показывается, что системные механизмы координации должны согласовывать поведение акторов, учитывая специфику инновационной деятельности, базовые функции систем типа «объект», «среда», «процесс» и «проект», факторы индивидуального поведения, взаимообусловленность развития системы и личности, а также экономические циклы. Специфика координации участников инновационной деятельности требует, как показывается в работе, особого внимания к гуманитарным аспектам межагентской и межсистемной координации, в том числе применения методов анималисткой координации, основанной на концепции «души» социально-экономической системы. Выводы общесистемного характера проецируются в сферу координации деятельности органов государственной власти и экономических агентов. В статье приводятся рекомендации, определяющие структуру, цели, задачи и функции основных компонентов национальной инновационной системы, в частности по расширению спектра форм государственного участия в инновационной деятельности за счет «мягких» методов активизации инновационных процессов.
34-42 231
Аннотация
Одним из факторов, определяющих устойчивый поступательный рост государства, является координация задач экономического и общественного развития страны с индивидуальными целями, стоящими перед ее гражданами. В соответствии с традиционным взглядом человек, решая экономические задачи, выбирает вариант действий, приносящий ему наибольшую выгоду. Но такой подход не учитывает многочисленные факторы (от институциональных до психологических), воздействующие на реальный выбор. В работе предлагается расширить классический взгляд, проанализировать дополнительные параметры, влияющие на экономическое поведение человека, позволяющие направить его активность в общественно полезное русло. С этой целью предложена модель поведения, ориентированная на социально-экономическую эффективность, обеспечивающую уменьшение трансакционных (в широком понимании) издержек, и нацеленная на повышение общественной результативности, что позволяет сместить акценты с экономической эффективности к социальной экономичности. В рассматриваемой модели обращено внимание на влияние общественной среды, институционального и социально-экономического окружения на поведение человека. Такая среда способна направить принимаемые им решения не только на увеличение потребления, максимизацию экономической выгоды, но и на самоограничения, стремление к самоидентификации, координацию индивидуального поведения с требованиями и нормами общества. Отмечено, что предлагаемая модель экономического поведения задает траекторию поступков, ориентированную на выбор решений, учитывающих возможности личного экономического успеха в контексте общественной эффективности, снижения издержек социума, разумных норм потребления и нагрузки на среду. Она направлена на повышение коллективной эффективности и постепенное решение за счет отмеченных инструментов социально-экономических проблем страны в целом.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРАКТИКА 

43-57 331
Аннотация
В статье рассматриваются общие условия развития ракетно-космической промышленности России в долгосрочной перспективе, при этом особое внимание уделяется динамике финансирования разработки и закупок ракетно-космической техники государственной корпорацией «Роскосмос», а также текущим тенденциям роста и изменения структуры мирового космического рынка. Кроме того, в работе дополнительно проведен анализ особенностей и динамики развития различных сегментов мирового рынка ракетно-космической техники. Опираясь на этот анализ, а также на идеи автора о сущности инновационных процессов и кругообороте инновационного капитала, где внедрение технических и технологических новаций можно рассматривать как момент инновационного процесса, выдвигается гипотеза о специфике инновационного развития в сфере космической деятельности. Основная идея предлагаемой к обсуждению гипотезы заключается в том, что до конца 1980-х гг. космонавтика была инновационной отраслью, однако к настоящему времени значимая часть секторов ракетно-космической промышленности участвует только в создании локальных новаций. Как следствие, добавленная стоимость возникает в смежных отраслях, которые не входят в сферу космической деятельности. Основываясь на выдвинутой гипотезе и с учетом выявленных тенденций развития мирового космического рынка, в статье предпринимается попытка решить прогнозную задачу с целью получить приблизительные оценки долгосрочных перспектив развития ракетнокосмической промышленности РФ и российского космического рынка. При решении этой задачи основная проблема заключается в учете фактора нестабильности государственного финансирования, а также финансовых возможностей и ограничений, заложенных в Федеральной космической программе России на 2016-2025 годы.
58-62 219
Аннотация
В статье дана количественная характеристика тесных связей между динамикой финансовых рынков России и Бразилии (валютный курс, курсы акций). Демонстрируется синхронность динамик рынков в 1996-2017 гг. (коэффициенты корреляции 0,8-0,95 в валютных курсах рубля и бразильского реала, 0,89-0,92 в фондовых индексах). Указано на параллелизм движения рынков во время кризисов, возможности взаимных финансовых инфекций. Раскрыт причинно-следственный механизм таких связей внутри глобальных финансов. Дан анализ черт сходства экономик и финансовых рынков России и Бразилии, формирующих представления портфельных инвесторов о них как о «схожих» активах в глобальных финансах. Раскрыты аналогии в моделях коллективного поведения населения, в структурировании России и Бразилии как государств «латиноамериканского типа», в идеологии «особого национального пути» и «великодержавности». Представлен механизм действий крупных международных инвесторов, определяющий синхронность финансовых рынков России и Бразилии при формировании портфелей глобальных финансовых активов, схожих по риску, доходности и ликвидности. Дан качественный прогноз динамики финансовых рынков России и Бразилии на горизонтах до пяти лет как синхронных, обладающих сверхвысокой волатильностью. Формулируется положение о том, что прогноз будущего России можно строить на основе анализа политического, экономического и финансового прошлого Бразилии - с учетом того, что она всегда оставалась рыночной экономикой. Представлены основные параметры анализа черт «сходства» и «различия», позволяющие в дальнейшем возобновлять его в связи с сохранением синхронности или расхождениями в будущем в динамике финансовых рынков России и Бразилии.
63-77 178
Аннотация
Передовые направления развития цепей поставок базируются на принципах экологической ответственности, акцентирующих внимание исследователей, участников и пользователей цепей поставок на вопросах защиты природы, охраны экологических систем и организации природоохранных мероприятий для устойчивого развития. В данной статье рассматривается проблема определения наиболее важных источников стратегических экологических рисков в цепях поставок. Оптимальные природопользование и ресурсопотребление позволяют уменьшить экономически потери и эколого-экономический ущерб, причиняемый окружающей среде, уменьшить количество отходов и потребность в ресурсах для промышленного использования. Решение стратегических экологически ориентированных задач управления цепями поставок, в том числе посредством разработки соответствующих математических и экономико-математических моделей, учитывающих экологические аспекты организации движения материалопотоков в цепях поставок, позволяет обеспечить их экологически сбалансированное функционирование. Мы предлагаем процедуру, которая дает возможность сократить размерность модели цепи поставок без существенной потери информации о стратегических экологических рисках и соответствующих потерях. Мерой знаний о наиболее важных источниках рисков в цепи поставок мы предлагаем использовать информационную энтропию. Для определения наиболее важных источников стратегических экологических рисков в цепях развивается подход, основанный на использовании информационной энтропии как меры знаний о негативных отклонениях стратегических экологических показателей. В результате строится упрощенная модель цепи поставок, сохраняющая наиболее важную информацию, относящуюся к исходной полноразмерной цепи большой размерности, и достаточно полная для принятия решений о выборе антирисковых программ, основанных прежде всего на принципах наилучших доступных технологий.
78-87 710
Аннотация
В данной статье изложена модель, в рамках которой проведено сравнение систем налогообложения, существующих на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР) и в особых экономических зонах (ОЭЗ) технико-внедренческого и промышленнопроизводственного типа. Основными элементами модели являются инвестиционный проект (погружаемый в разные системы налоговых льгот), модель поведения инвестора, выбирающего наилучший момент финансирования проекта, и сценарии налоговой системы с учетом налоговых льгот, принятых в ТОР и ОЭЗ. Как показали расчеты по модели, возможности всех трех систем с точки зрения привлечения инвестора (времени ожидания финансирования проекта) примерно одинаковы, однако в ТОР инвестор придет все же немного быстрее, чем в ОЭЗ, и с ростом неопределенности будущей прибыли от проекта это различие будет возрастать. С точки зрения наполнения бюджетов федерального и регионального уровней ожидаемыми налоговыми поступлениями от реализованного проекта не существует одной системы, которая была бы лучше двух остальных для всех рассматриваемых инвестиционных проектов. Налоговая система в ТОР будет в этом плане наилучшей для проектов с невысоким значением среднего темпа роста добавленной стоимости и низкой волатильностью. Льготы ТОР также будут наилучшими (для регионального бюджета) для проектов с более высокими значениями среднего темпа роста добавленной стоимости и доли заработной платы в добавленной стоимости. В остальных случаях наилучшие системы льгот остаются в ОЭЗ: промышленно-производственного типа - для федерального бюджета и технико-внедренческого типа - для регионального.
88-102 215
Аннотация
В данной работе предлагается подход учета влияния ежедневно изменяющихся макроэкономических переменных при разработке модели вероятности отзыва лицензии у российских банков на основе их годовых финансовых показателей. Суть этого подхода заключается в том, что для учета влияния макроэкономических переменных предлагается использовать не среднее значение по выборке, а медиану и характеристики разброса: стандартное отклонение и дисперсию. На основе годовых финансовых показателей деятельности банков за период с 2004 по 2015 г., а также значений макроэкономических переменных, была построена логистическая регрессионная модель оценки вероятности отзыва лицензии у российских банков. Волатильность макроэкономических переменных характеризуется переменными «стандартное отклонение» и «дисперсия». Проблему устранения мультиколлинеарности между этими переменными предлагается решить путем включения в модель стандартизированных значений переменной «стандартное отклонение» и их квадратов.
103-117 266
Аннотация
Целью настоящей работы является изучение барьеров развития рынков энергоэффективных товаров и услуг массового спроса, используемых в жилом и коммерческом секторах. Исследование проведено методом личного опроса малых групп с использованием структурированной анкеты, содержащей как открытые и полуоткрытые вопросы, так и оценочные вопросы, ответы на которые представляются в ранговой шкале Лайкерта. Вопросы анкеты разработаны таким образом, чтобы выявить и косвенно измерить основные барьеры диффузии новых энергоэффективных технологий массового спроса - стоимостной, информационный, инфраструктурный барьеры и барьер доверия. Исследование проведено в трех регионах - Краснодарском, Красноярском и Приморском краях, объем выборки составляет 657 респондентов. Обработка результатов опроса проводилась преимущественно методами непараметрической статистики: для исследования зависимостей между ранговыми переменными использовалась ранговая корреляция Спирмена и Кендалла; для исследования влияния номинальных переменных на ранговые - непараметрические тесты Манна-Уитни и Крускалла-Уоллиса; для выявления связей между номинальными переменными - таблицы кросс-табуляции. В результате исследования были выявлены существенные региональные различия в уровне экологического сознания респондентов, их оценках эффективности мулирования внедрения энергосберегающих технологий и технологий возобновляемой энергетики, а также оценках уровня осведомленности и знаний в обществе в вопросах энергосбережения. Кроме того, было выявлено наличие существенного латентного спроса на энергоэффективные оборудование и технологии, применимые в условиях многоквартирного дома, удовлетворение которого могло бы стать точкой роста для отечественных производителей инновационного энергоэффективного оборудования.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА И ВЫСШАЯ ШКОЛА 

118-126 646
Аннотация
В статье рассматриваются государственная политика Российской Федерации в области образования, ее основные принципы и инструменты. Одна из целей реформ российского образования - повышение конкурентоспособности отечественных вузов на мировом рынке образовательных услуг. Достижение этой цели обеспечивается за счет внедрения передовых технологий, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и улучшения инфраструктуры вузов. Изучаются расходы на образование в РФ и странах мира как инструмент политики государства в сфере образования. Проводится анализ влияния инструментов государственной политики в сфере образования на повышение конкурентоспособности национальных вузов в мировом образовательном пространстве. Различные государственные программы в сфере образования являются мощным инструментом в реформировании системы образования в целом, повышении уровня образования граждан и повышении конкурентоспособности национальных вузов в мировом образовательном пространстве. В рамках реализации государственной программы в сфере образования РФ сформирована сеть ведущих вузов страны. Возросло число российских вузов, признаваемых в рейтингах мировых университетов. Достижению этих результатов способствует программа повышения конкурентоспособности российских вузов «5-100». Приоритетными задачами проекта являются развитие научно-исследовательского потенциала, приведение уровня образования российских вузов к мировым стандартам, совершенствование системы дополнительного образования и переподготовки кадров, расширение международной деятельности. Подчеркивается важность сбалансированной политики государства в сфере образования для социально-экономического развития России. В современных социально-экономических условиях в сложной структуре мирохозяйственных связей возрастает значение конкурентоспособности национальных систем образования на мировом рынке образования.

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ 

КНИЖНАЯ ПОЛКА 

ЮБИЛЕИ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1609-1442 (Print)
ISSN 2618-8996 (Online)