Preview

Экономическая наука современной России

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 2 (2017)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

7-18 27
Аннотация
В статье анализируются проблемы, методологические принципы и основные этапы формирования государственной бюджетно-налоговой политики. Обсуждаются принципы, представленные в Налоговом и Бюджетном кодексах РФ. Предложен новый набор принципов: учет границ эффективной применимости решений, системное целеполагание и инструментальная операциональность, многокритериальное соизмерение издержек и выгод, комбинированные стратегии, выравнивание условий экономической конкуренции и доходов граждан. Представлены основные этапы разработки эффективных бюджетно-налоговых решений.
19-28 17
Аннотация
Дается классификация методов экономической оценки природных ресурсов, подразделяемых на экономические и социологические. Одной из важных особенностей экономической оценки является анализ совокупности традиционных природных ресурсов и ассимиляционного потенциала окружающей среды как особого вида природных ресурсов. Отмечаются следующие направления использования экономической оценки в народном хозяйстве: кардинальное изменение принципов налогообложения; совершенствование эколого-экономических и ресурсосберегающих показателей на макро- и микроэкономических уровнях; разработка национальной стратегии низкоуглеродного развития.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

29-45 28
Аннотация
В статье рассказывается об исследовании перспектив разработки и реализации партисипаторных целевых программ местного экономического развития депрессивных территорий. Рассматривается институт локализованных кредитных проектов, в основе которого лежит принцип формирования по инициативе органов местного самоуправления кредитных портфелей проектов домохозяйств. В работе представлены результаты пилотного опроса местных лидеров общественного мнения (ЛОМ), проведенного в октябре-декабре 2015 г. в малом российском депрессивном г. Гуково Ростовской области (с одним градообразующим предприятием), неò когда успешно развивавшемся. Анализ данных выявил наличие у респондентов намерений реализовать проект, согласующийся с официально декларируемыми целями и задачами местного социально-экономического развития: улучшением жилищных условий, повышением уровня образования или квалификации (собственной, своих детей и внуков), организацией собственного дела (для себя или своих детей). На основе анализа описательных статистик ответов на вопросы было выявлено, что гипотетическое использоò вание кредитных ресурсов положительно влияет на массовость намерений реализовать проект. При этом ощутимо влияние окружения (людей, чье мнение по вопросу реализации проекта важно для респондента) на процесс реализации проектов, наряду с ростом уверенности в том, что удастся осуществить задуманное. Возможность воспользоваться поддержкой со стороны местной администрации для реализации соответствующих проектов повышает уровень намерений реализовать проект и оценку отношения к результатам его реализации, а также снижает степень влияния авторитетного окружения при росте уверенности в том, что запланированное будет воплощено.
46-65 51
Аннотация
Среди главных причин хронического дефицита бюджета пенсионной системы центральное место занимает комплекс проблем, связанных с «досрочным» пенсионным обеспечением застрахованных лиц. Именно сохранение советской системы досрочного пенсионного обеспечения, которая предусматривает назначение и выплату «страховой пенсии» значительно раньше общеустановленного законодательством пенсионного возраста в полном объеме, является одним из ключевых факторов торможения перестройки отечественной пенсионной системы на основе страховых принципов. Закономерным следствием сохранения системы досрочных пенсий является перераспределение финансовых ресурсов (страховых взносов и федеральных трансфертов) пенсионной системы от «пенсионеров на общих основаниях» в пользу досрочно выходящих на пенсию в течение всего периода до наступления общеустановленного возраста. Дополнительная актуальность проблемы финансового обеспечения получателей досрочных пенсий обусловлена углублением бюджетно-финансового кризиса 2014-2016 гг., которая потребовала не только стратегического, но и оперативного решения проблемы разбалансированности бюджета ПФР. В статье рассматривается современное состояние системы досрочных пенсий с точки зрения влияния на перестройку всей отечественной пенсионной системы на основе страховых принципов. Предлагаются варианты ее реформирования.
66-77 20
Аннотация
Автор применяет системный подход к анализу институциональных рисков для полноценного учета в процессах реформирования экономических институтов. В основе предлагаемого подхода использовалась блок-схема, отражающая структуру системы государственного регулирования экономического института. На основе анализа литературных источников показано, что структурные блоки этой схемы правомерно интерпретировать как места локализации институциональных рисков. Такой подход позволяет: 1) предложить общее определение термина «институциональный риск», включающее многие известные определения в качестве частных случаев; 2) классифицировать институциональные риски по месту локализации в системе регулирования; 3) выявить причинно-следственные связи возникших классификационных групп.
78-89 22
Аннотация
Рассматриваются вопросы применения экологического страхования при реализации проектов ликвидации накопленного экологического ущерба. В условиях ограниченности бюджетных источников финансирования для реализации природоохранных проектов и построения эффективной системы управления рисками предлагается использовать инструментарий экологического страхования. С целью поощрения участников проектов ликвидации накопленного экологического ущерба в статье предлагается схема инвестирования на основе экологического страхования, что предполагает участие всех заинтересованных сторон и позволяет обеспечить эффективность процесса стимулирования инвесторов при реализации экологических и социально значимых проектов.
90-101 20
Аннотация
Исследуются внутренние стимулы модернизации вузов с точки зрения ресурсно-компетентностного подхода. Декомпозиция поставленной задачи позволила, во-первых, сформулировать необходимость исследования специфики вуза как организации, во-вторых, сопоставить имеющиеся у вуза объемы и структуру ресурсов с реализуемыми им во внешней среде компетенциями. В результате были выявлены специфические виды ресурсов, способностей и компетенций, определяющие целеполагание их функционирования. Исследование исходит из того, что социальная значимость вузов изначально определяет ряд возможностей и ограничений, которые должно контролировать общество. Вузы относятся к некоммерческим организациям, которым присуща высокая ресурсная зависимость и необходимость в прочных связях с их держателями. Установлено, что поскольку вуз привлекает в качестве основного ресурса, обладает в качестве способностей и реализует во внешней среде знания в различных формах в качестве компетенций, то он также должен быть участником создания особых экономических отношений в обществе по поводу этого экономического блага. Показано, что образование относится к так называемым мериторным благам, опекаемым государством, значение которых будет возрастать, поскольку они непосредственно влияют на формирование одного из основных факторов экономики знаний - человеческого капитала. На основе результатов анализа структуры и особенностей привлекаемых вузами ресурсов, а также востребованных в экономике, основанной на знаниях, компетенций сделан вывод: необходимым условием модернизации вузов является развитие их способностей управлять знаниями (как во внутренней, так и во внешней среде организации), отношениями со стейкхолдерами и организационными изменениями.
102-122 26
Аннотация
Исследование посвящено повышению эффективности управления на корпоративном уровне с позиции управляющей подсистемы. Выдвигается и доказывается гипотеза об отсутствии в современной России (на примере нефтегазового сектора национальной экономики) прямой и сильной зависимости уровня оплаты труда менеджмента от эффективности управления государственными компаниями. Следствием подобной ситуации является низкая мотивация менеджмента к эффективному управлению коммерческими организациями, подконтрольными государству. По мнению авторов, кардинально изменить ситуацию возможно за счет разработки и внедрения методики определения экономически обоснованного вознаграждения менеджмента государственных компаний. Процесс разработки и применения соответствующей методики осуществляется в несколько последовательных этапов: 1) формируется система частных ключевых показателей эффективности (КПЭ) (при необходимости их значения нормализуются); 2) опреде ляются значения весовых коэффициентов для системы частных КПЭ методом экспертных оценок; 3) на основе расчета интегрального (обобщающего) показателя эффективности деятельности хозяйствующего субъекта осуществляется количественная оценка эффективности управления государственными компаниями; 4) проводится кластеризация хозяйствующих субъектов в зависимости от уровня эффективности управления на основе качественной интерпретации результатов ранее проведенной количественной оценки; 5) с помощью экономико-математического моделирования (теории игр) разрабатывается прогрессивная шкала: интегральный (обобщающий) показатель эффективности деятельности госкомпании - уровень премирования менеджмента хозяйствующего субъекта и 6) рассчитывается экономически обоснованный объем премирования менеджмента государственных компаний. Разработка прогрессивной шкалы является «ядром» методики, которая призвана, с одной стороны, обеспечить «заинтересованность» топ-менеджеров в эффективном управлении государственными компаниями, а с другой - способствовать экономному (рациональному) использованию фонда их премирования.

ЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

123-136 32
Аннотация
В работе дана оценка интеграционным и дезинтеграционным тенденциям на различных этапах становления и развития Содружества Независимых Государств (СНГ). Анализируются региональные объединения внутри СНГ: зона свободной торговли (ЗСТ), Таможенный союз, Союз Беларуси и России, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), ГУАМ2, Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС). Особое внимание уделяется наиболее успешному интеграционному проекту СНГ - Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), в который входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан. Раскрываются особенности его функционирования в условиях внешнеэкономических напряжений. Обоснованы направления преодоления глобальных вызовов и внутренних противоречий стран ЕАЭС, фор мы и механизмы их экономической интеграции, пути создания однотипных механизмов регулирования экономики, проведения согласованной налоговой, денежнокредитной, валютно-финансовой, торговой и таможенной политики.

В ОТДЕЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК И СЕКЦИИ ЭКОНОМИКИ РАН

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

ЮБИЛЕИ



ISSN 1609-1442 (Print)
ISSN 2618-8996 (Online)