Preview

Экономическая наука современной России

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Модернизация организаций высшего образования: анализ на основе ресурсно-компетентностного подхода

Полный текст:

Аннотация

Исследуются внутренние стимулы модернизации вузов с точки зрения ресурсно-компетентностного подхода. Декомпозиция поставленной задачи позволила, во-первых, сформулировать необходимость исследования специфики вуза как организации, во-вторых, сопоставить имеющиеся у вуза объемы и структуру ресурсов с реализуемыми им во внешней среде компетенциями. В результате были выявлены специфические виды ресурсов, способностей и компетенций, определяющие целеполагание их функционирования. Исследование исходит из того, что социальная значимость вузов изначально определяет ряд возможностей и ограничений, которые должно контролировать общество. Вузы относятся к некоммерческим организациям, которым присуща высокая ресурсная зависимость и необходимость в прочных связях с их держателями. Установлено, что поскольку вуз привлекает в качестве основного ресурса, обладает в качестве способностей и реализует во внешней среде знания в различных формах в качестве компетенций, то он также должен быть участником создания особых экономических отношений в обществе по поводу этого экономического блага. Показано, что образование относится к так называемым мериторным благам, опекаемым государством, значение которых будет возрастать, поскольку они непосредственно влияют на формирование одного из основных факторов экономики знаний - человеческого капитала. На основе результатов анализа структуры и особенностей привлекаемых вузами ресурсов, а также востребованных в экономике, основанной на знаниях, компетенций сделан вывод: необходимым условием модернизации вузов является развитие их способностей управлять знаниями (как во внутренней, так и во внешней среде организации), отношениями со стейкхолдерами и организационными изменениями.

Об авторе

Я. В. Данилина
ЦЭМИ РАН
Россия


Список литературы

1. Горяинова Л.В. Инфраструктурные услуги в концепции опекаемых благ // Теория и практика общественного развития. 2015. № 6. С. 43-47

2. Гресько А.А., Рахманова М.С., Солодухин К.С. Отношенческий подход и стейкхолдерская концепция как теоретические основы разработки новых методов стратегического управления вузом // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4.

3. Гусева А.А. Маркетинговый аспект в разработке стратегии вузов // Вестник Чуваш. ун-та. 2007. № 7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ marketingovyy-aspekt-v-razrabotke-strategii-vuzov

4. Данилина Я.В. Информация и знания как факторы производства // Экономический анализ: теория и практика. 2013. Т. 12. Вып. 2. С. 15-21

5. Катькало В.С. Место и роль ресурсной концепции в развитии теории стратегического управления (предисловие к разделу) // Вестник Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 8. Менеджмент. 2003. № 3. С. 3-16

6. Клейнер Г.Б. Ресурсная теория системной организации экономики // Российский журнал менеджмента. 2011. № 3. С. 3-28

7. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1

8. Корчагина Т.В. Новая экономика и мериторные блага // Вестник Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2010. № 8. С. 7-15

9. Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. М.: Экономика, 2007

10. Малютина Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2014. № 2 (126). C. 129-133

11. Нащекина О.Н., Тимошенков И.В. О применении теории стейкхолдеров к анализу деятельности высших учебных заведений // Вестник Нац. техн. ун-та «ХПИ». Темат. вып.: Актуальные проблемы управления и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 2011. № 61. С. 92-99

12. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: Олимп-Бизнес, 2011

13. Павлюткин И.В. Образовательные организации как открытые системы: детерминанты вузовских стратегий в трех организационных популяциях // Вопросы образования. 2007. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7resursnayazavisimost-i-instituty-determinanty-vuzovskogopovedeniya-v-treh-organizatsionnyhpopulyatsiyah

14. Рубинштейн А.Я. К теории рынков опекаемых благ // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Экономика. 2011. № 5

15. Салихов А.В. Высшее образование как общественное благо и диверсификация его финансирования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 5 (38)

16. Солодухин К.С. Проблемы применения теории заинтересованных сторон в стратегическом управлении организацией // Проблемы современной экономики. 2007. № 4 (24). URL: http:// www.meconomy.ru/art.php3?artid=23057

17. Тамбовцев В. Реформы российского образования и экономическая теория // Вопросы экономики. 2005. № 3

18. Тамбовцев В.Л. Стратегическая теория фирмы: состояние и возможное развитие // Российский журнал менеджмента. 2010. Т. 8. № 1. С. 5-40

19. Фаттахов Ф.Г. Разработка и реализация конкурентных стратегий предпринимательских структур на отраслевых рынках мериторных благ: дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2013

20. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Питер, 2000

21. Cooper T. Edu-business: The hidden presumptions of commercially derived quality management in higher education [Электронный ресурс]. URL: http://interdisciplinary.net/ati/education/ioe/ioe2/ cooper%20paper.pdf

22. Freeman R.E. Strategic management: A stakeholder approach. Boston, Pitman, 1984

23. Maassen P., Gornitzka A. Integrating two theoretical perspectives on organization adaptation // From the Eye of the Storm. Higher Education's Changing Institution. B. Jongbloed, P. Maassen, G. Neave (eds.). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1999

24. Mitchell R.K., Agle B.R., Wood D.J. Toward a theory of stakeholder identification and salience: defining the principle of who and what really counts // Academy of Management Review. 1997. Vol. 22. № 4. P. 853-886

25. Musgrave R.A. The theory of public finance. N.Y., Toronto; L.: McGraw-Hill Book Company Inc., 1959

26. Musgrave R.A. Merit goods // Eatwell J., Milgate M., Newman P. The New Palgrave: A Dictionary of Economics. L.: Basingstoke, 1987

27. Musgrave R.A., Musgrave P.B., Kullmer L. Die offentlichen Finanzen in Theorie und Praxis. B. 1, 6. Auflage, Tubingen, 1994

28. Penrose E.T. The theory of the growth of the firm. Oxford: Basil Blackwell, 1959

29. Prahalad C.K., Hamel G. The core competence of the corporation // Harvard Business Review. 1990. № 68 (3). Р. 79-93

30. Stalk G., Evans P., Shulman L. Competing on capabilities: the new rules of corporate strategy // Harvard Business Review. 1992. March-April. Р. 57-69


Для цитирования:


Данилина Я.В. Модернизация организаций высшего образования: анализ на основе ресурсно-компетентностного подхода. Экономическая наука современной России. 2017;(2):90-101.

For citation:


Danilina Y.V. MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS: АNALYSIS ON THE BASIS OF RESOURCE-COMPETENCE APPROACH. Economics of Contemporary Russia. 2017;(2):90-101. (In Russ.)

Просмотров: 33


ISSN 1609-1442 (Print)
ISSN 2618-8996 (Online)