Снижение антропогенного воздействия дорожного строительства за счет применения золошлаковых отходов
https://doi.org/10.33293/1609-1442-2022-1(96)-81-93
Аннотация
Применение промышленных отходов в дорожном строительстве является одним из наиболее перспективных направлений развития отрасли обращения с отходами в России на сегодняшний день. Внедрение и масштабирование данной практики позволит одновременно сократить расходы как на дорожное строительство, так и на хранение отходов. В данной статье авторами предпринята попытка оценить экономический потенциал применения техногенных материалов (на примере золошлаковых отходов) в дорожно-строительной отрасли в качестве насыпи земляного полотна дорожной одежды. В результате проведенного исследования авторы выявили, что потенциал использования ПСТТ–ЗШО в качестве дорожной насыпи может составлять 7,9 млн т ежегодно. Экономически целесообразным при этом вовлечение ПСТТ–ЗШО в автодорожное строительство станет только в случае нахождения золоотвала от объекта строительства на расстоянии не более 130–150 км. В ходе исследования также было установлено, что в зависимости от расположения золоотвала и карьеров с традиционными ресурсами эффект снижения себестоимости строительства автомобильных дорог по стране может составлять от 104,70 млн до 30 359,48 млн руб. Авторы пришли к выводу, что для снижения антропогенного воздействия дорожностроительной отрасли государство должно сформировать механизм, стимулирующий использование промышленных отходов при наличии технологических возможностей и экономической целесообразности. В частности, на основе зарубежного опыта авторы предложили использовать механизм эффективного радиуса утилизации, который позволит сохранить принцип экономической целесообразности применения ПСТТ–ЗШО в проектах строительства дорог.
Ключевые слова
Journal of Economic Literature (JEL): Q53; R42; L94
Об авторах
Никита Андреевич ОсокинФинансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Россия
заместитель директора Центра отраслевых исследований и консалтинга
Ирина Юрьевна Золотова
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Россия
директор Центра отраслевых исследований и консалтинга
Юлия Владимировна Никитушкина
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Россия
главный консультант Центра отраслевых исследований и консалтинга
Список литературы
1. Аникеев В., Силка Д. Н. (2021). От отходов угольных электростанций к производству строительных материалов // Энергетическая политика. № 1(155). С. 48–55.
2. Грицук А.И., Туманова С. А., Чаргазия Т. З., Бородай Д. И., Стукалов А. А. (2017). Эффективность использования золошлаков в дорожном строительстве // Экономика строительства и городского хозяйства. № 13(1). С. 81–91.
3. Золотова И.Ю. (2020а). Бенчмаркинг зарубежного опыта утилизации продуктов сжигания твердого топлива угольных ТЭС // Инновации и инвестиции. № 7. С. 123–128.
4. Золотова И.Ю. (2020б). Риски сохранения текущей системы утилизации продуктов сжигания твердого топлива угольных ТЭС в России // Стратегические решения и риск-менеджмент. Т. 11. № . 2.
5. Золотова И.Ю. (2020в). Теоретическая экономическая модель утилизации золошлаковых отходов угольных ТЭС в России // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. № 8. С. 24–29.
6. Лунёв А.А. (2019). Обоснование расчетных значений механических характеристик золошлаковых смесей для проектирования земляного полотна // Диссерт на соиск. … канд. техн. наук. Омск. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)».
7. Лунёв А.А., Сиротюк В. В. (2015). Применение золошлаковых смесей для вертикальных планировок и строительства городских дорог // Техника и технологии строительства. Т. 1. С. 24–31.
8. Осокин Н.A., Золотова И. Ю. (2020). «Зольные» автодороги – насколько реально системно использовать отходы ТЭС в дорожном строительстве? // Teplovichok Today. URL: https://www.teplovichok.today/ecology
9. Осокин Н.А., Золотова И. Ю., Никитушкина Ю. В. (2021). Экономическая целесообразность вовлечения золошлаков в дорожное строительство // Мир дорог. № 141.
10. Осокин Н.А., Никитушкина Ю. В., Бачаев У. А. (2021). Стимулирование утилизации промышленных отходов в России: как может помочь зарубежный опыт // ЭКО. № 51(9). С. 69–93. URL: http://dx.doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2021-9-69-94
11. Beneficial use of coal combustion products (2019). American Coal Ash Association (ACAA). URL: https://acaa-usa.org/wp-content/uploads/coal-combustion-products-use/ACAA-Brochure-Web.pdf
12. Bhardwaj B., Kumar P. (2017). Waste foundry sand in concrete: A review. Construction and Building Materials, no. 156, pp. 661–674.
13. Chernysh Y., Yakhnenko O., Chubur V., Roubík H. (2021). Phosphogypsum Recycling: A Review of Environmental Issues, Current Trends, and Prospects. Applied Sciences, no. 11(4), p. 1575.
14. Gurba L., Heidrich C., Ward C. (2014). Coal combustion products handbook. Cooperative Research Centre for Coal in Sustainable Development. Australian Black Coal Utilisation Research Limited.
15. Low Carbon and Resource Efficient Technology (2014). Low Carbon and Resource Efficient Technology: Scaling Up of Fly Ash Brick Technology in India. Asia-Pacific Network for Global Change Research. URL: https://www.apn-gcr.org/resources/files/original/1f1ab94ed4651ca0247734fec8c5245b.pdf
16. Ondova M., Stevulova N., Zelenakova E. (2011). Energy savings and environmental benefits of fly ash utilization as partial cement replacement in the process of pavement building. Chemical Engineering Transactions, vol. 25, pp. 297–302.
17. Sharma V., Akhai S. (2019). Trends in utilization of coal fly ash in India: A review. Journal of Engineering Design and Analysis, no. 2(1), pp. 12–16.
18. Sun X., Li J., Zhao X., Zhu B., Zhang G. (2016). A review on the management of municipal solid waste fly ash in American. Procedia Environmental Sciences, no. 31, pp. 535–540.
Рецензия
Для цитирования:
Осокин Н.А., Золотова И.Ю., Никитушкина Ю.В. Снижение антропогенного воздействия дорожного строительства за счет применения золошлаковых отходов. Экономическая наука современной России. 2022;(1):81-93. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2022-1(96)-81-93
For citation:
Osokin N.A., Zolotova I.Yu., Nikitushkina Yu.V. Reducing the Road Construction Anthropogenic Impact by Using Ash and Slag from Thermal Power Plans: Economist’s View. Economics of Contemporary Russia. 2022;(1):81-93. (In Russ.) https://doi.org/10.33293/1609-1442-2022-1(96)-81-93