Preview

Экономическая наука современной России

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Моделирование экономического роста на основе однопродуктовой модели с учетом поведенческих факторов

https://doi.org/10.33293/1609-1442-2021-2(93)-26-39

Полный текст:

Аннотация

В рамках теоретического исследования формулируется простая математическая модель экономического роста, основанная на синтезе альтернативных методологических традиций. Цель статьи – ​предложить новый подход к теории роста и привлечь дополнительное внимание научной общественности к фундаментальным проблемам экономической динамики. Основные задачи исследования решаются по мере поэтапного рассмотрения предмета. Первый шаг – ​построение модели роста с постоянным темпом в дискретном времени в виде функциональной зависимости темпа выпуска от прироста запаса труда при неизменной технологии. Функция роста также включает влияние поведенческих факторов – ​межвременных предпочтений и соотношения потребления между предпринимателем и работником. С помощью макро- и микроэкономических формул показывается, что отклонение фактических значений поведенческих переменных от формального оптимума приводит к неравновесному росту. Второй шаг – ​микроэкономическое обоснование роста. Здесь автор создает модель эффективного предпринимательства, которая определяет оптимальную численность предпринимателей на пересечении нисходящей кривой нормы прибыли и горизонтальной линии нормы процента. Третий шаг – ​теоретическое моделирование динамики выпуска по меняющейся траектории. Приводятся два абстрактных примера смены путей роста: вследствие изменения запаса труда и производительности труда. Переход на новую равновесную траекторию сопровождается экзогенными шоками – ​избытком выпуска и (или) неполной занятостью. Экономические потрясения на траектории роста связаны с силой привычки в поведении предпринимателей, которая замедляет адаптацию межвременных предпочтений в потреблении к неожиданным изменениям ресурсных ограничений в растущей экономике. Автор предлагает соединить теорию роста с теорией деловых колебаний и рассматривать динамическое неравновесие как феномен смежной области экономических исследований.

Об авторе

Александр Анатольевич Ерошин
Ярославль
Россия

к.э.н., доцент



Список литературы

1. Абель Э., Бернанке Б. (2008). Макроэкономика: учебник. 5-е изд. СПб.: Питер.

2. Барро Р.Дж., Сала-и-Мартин Х. (2015). Экономический рост. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

3. Курзенев В., Матвеенко В. (2018). Экономический рост. СПб.: Питер.

4. Курц Х. Д., Сальвадори Н. (2004). Теория производства: долгосрочный анализ: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика.

5. Макконнелл К. Р., Брю С. Л., Флинн Ш. М. (2019). Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник. 21-е изд. М.: Инфра-М.

6. Моришима М. (1972). Равновесие, устойчивость, рост (многоотраслевой анализ). М.: Наука.

7. Ромер Д. (2015). Высшая макроэкономика: учебник. 2-е изд. М.: Издательский дом Высшей школы экономики.

8. Самуэльсон П. (2012). Экономическая теория и математика – ​оценка // Экономическая политика. № 3 (7). С. 115–126.

9. Сраффа П. (1999). Производство товаров посредством товаров. Прелюдия к критике экономической теории. М.: ЮНИТИ-ДАНА.

10. Харрод Р. (2008). Теория экономической динамики. М.: ЦЭМИ.

11. Gale D., Satherland W. (1967). Analysis of One Good Model of Economic Development. Berkley: University of California Press.

12. Posch O., Wӓlde K. (2011). On the Link between Volatility and Growth. Journal of Economic Growth, no. 4 (16), pp. 285–308.


Для цитирования:


Ерошин А.А. Моделирование экономического роста на основе однопродуктовой модели с учетом поведенческих факторов. Экономическая наука современной России. 2021;(2):26-39. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2021-2(93)-26-39

For citation:


Yeroshin A.A. Modeling Economic Growth Based on a One-Good Model Taking into Account Behavioral Factors. Economics of Contemporary Russia. 2021;(2):26-39. (In Russ.) https://doi.org/10.33293/1609-1442-2021-2(93)-26-39

Просмотров: 33


ISSN 1609-1442 (Print)
ISSN 2618-8996 (Online)