Preview

Экономическая наука современной России

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Человеческий капитал предприятия в контексте системной экономики

https://doi.org/10.33293/1609-1442-2020-4(91)-25-38

Полный текст:

Аннотация

Одним из ключевых факторов, определяющих успех компании, обеспечивающих ее поступательное развитие, адаптацию к требованиям цифровой экономики, является человеческий капитал (ЧК) предприятия. В данной связи цель исследования обозначена как определение способов поддержки целостного и устойчивого роста компании на базе развития ее ЧК. Поскольку предприятие является открытой социально-экономической системой, методологической основой работы стала системная экономическая теория, позволившая представить деятельность компании как взаимодействие объектной, средовой, процессной и проектной систем. На базе данной концепции и c учетом традиционно решаемых компанией задач выделены четыре базовых функциональных комплекса, обеспечивающие устойчивость и воспроизводственные возможности предприятия, определены проблемы, реализуемые в их рамках, установлены требования к знаниям, навыкам и способностям персонала. Сопоставление кадровых ресурсов предприятия с особенностями решаемых с их помощью корпоративных задач позволило по новому сгруппировать элементы ЧК компании – в зависимости от влияния на отмеченные базовые подсистемы, обусловливающие целостность фирмы. Такая систематизация продемонстрировала взаимосвязь отдельных элементов ЧК предприятия и результативности работы соответствующих комплексов. Тем самым определены вероятные кадровые причины отставания отдельных сфер деятельности компании и возможности их санации путем целевого воздействия на искомые элементы ЧК. Поскольку реализация предложенного подхода требует определения состояния корпоративного ЧК, а достоверность такой процедуры традиционно вызывает нарекания из-за объективных сложностей измерения, в статье предложена методика, рационализирующая оценку состояния исследуемых параметров. Она основана на ранжировании показателей ЧК в зависимости от точности отображения параметров объекта. Предложенный подход позволил определить инструменты мониторинга выделенных категорий ЧК, способы их наращивания и исправления ситуации в целом.

 

Об авторе

Дмитрий Алексеевич Жданов
Центральный экономико-математический институт РАН, Москва
Россия
д.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник


Список литературы

1. Армстронг М. (2012). Практика управления человеческими ресурсами. 10-е изд. СПб.: Питер. 832 с.

2. Бородин А. И., Шаш Н. Н., Сорочайкин А. (2013). Человеческий капитал компании: проблемы идентификации // Основы экономики, управления и права. № 4 (10). С. 103–109.

3. Бурикова И. С., Коновалова М. А., Пушкина М. А., Юрьев А. И. (2009). Опыт психологического измерения человеческого капитала. СПб. [Электронный ресурс] Центр гуманитарных технологий. 16.12.2010. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3251

4. Генкин Б. М. (2007). Экономика и социология труда. М.: Норма. 448 с.

5. Корнаи Я. (2002). Системная парадигма // Вопросы экономики. № 4. C. 4–22.

6. Клейнер Г.Б. (2010). Новая теория экономических систем и ее приложения // Журнал экономической теории. № 3. С. 41–58.

7. Клейнер Г.Б. (2015). Государство – ​регион – ​отрасль – ​предприятие: каркас системной устойчивости экономики России // Экономика региона. № 2. С. 51–58.

8. Клейнер Г.Б., Рыбачук М.А. (2017). Системная сбалансированность экономики: монография. М.: Издательский дом «Научная библиотека». 320 с.

9. Клейнер Г.Б. (2017). Системная модернизация отечественных предприятий: теоретическое обоснование, мотивы, принципы // Экономика региона. № 13 (1). С. 13–24.

10. Краковская И. Н. (2008). Оценка человеческого капитала измерение и оценка человеческого капитала организации: подходы и проблемы // Экономический анализ: теория и практика. № 19 (124). С. 41–50.

11. Маградзе А. Г. (2019). Человеческий капитал как элемент интеллектуального капитала: существующие индексы и методы его измерения и влияние на капитализацию отечественных компаний // Фундаментальные исследования. № 12–1. C. 224–232.

12. Макаров В. Л., Бахтизин А. Р. (2013). Социальное моделирование – ​новый компьютерный прорыв. Агент-ориентированные модели. М.: Экономика. 295 с.

13. Римашевская Н. (2004). Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» // Российский экономический журнал. № 9–10. C. 22–40.

14. Смирнов В. Т., Сошников И. В., Романчин В. И., Скоблякова И. В. (2005). Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография. М.: Машиностроение‑1; Орел: ОрелГТУ. 513 с.

15. Соболева И. В. (2009). Парадоксы измерения человеческого капитала. Научный доклад. М.: Институт экономики РАН. 50 с.

16. Becker В. E., Huselid M. A., Ulrich D. (2001). The HR Scorecard: Linking people, strategy, and performance. Boston, Harvard Business School Press.

17. Bontis N., Dragonetti N. C., Jacobsen K., Roos R. (1999). The knowledge toolbox: A review of the tools available to measure and manage intangible resources. European Management Journal, vol. 17 (4), pp. 391–402.

18. Edvinsson L., Mallone M. S. (2007). Intellectual capital: Realizing your company’s true value by finding its hidden brain power. New York, Harper Business, 351 p.

19. Fitzenz J. (2009). The ROI of human capital: Measuring the economic value of employee performance. New York, AMACOM/American Management Association, 312 p.

20. Flores E., Xu X., Lu Y. (2020). Human Capital 4.0: A workforce competence typology for Industry 4.0. Journal of Manufacturing Technology Management, vol. 31 (4), pp. 687–703.

21. Gratton L., Ghoshal S. (2003). Managing personal human capital: new ethos for the “volunteer” employee. European Management Journal, vol. 21 (1), February, pp. 1–10.

22. Handel M. J. (2003). Skills mismatch in the labor market. Annual Review of Sociology, vol. 29, pp. 135–165.

23. Ivanova I.A., Odinaev A.M., Pulyaeva V.N., Gibadullin A.A., Vlasov A.V. (2020). The transformation of human capital during the transition to a digital environment. Journal of Physics: Conference Series, vol. 1515 (3), 032024.

24. Kaplan R. S., Norton D. P. (1996). The Balanced Scorecard. Boston, Harvard Business School Press.

25. Nalbantian R., Guzzo R. A., Kieffer D., Doherty J. (2004). Play to your Strengths. New York, McGraw-Hill.

26. OECD. (1998). Human Capital Investment: An international comparison. Paris, OECD.

27. OECD. (2001). The Well-being of nations: The role of human and social capital. Paris, OECD.

28. Samad S. (2020). Achieving innovative firm performance through human capital and the effect of social capital. Management and Marketing, vol. 15 (2), pp. 326–344.

29. Stroombergen A., Rose D., Nana G. (2002). Review of the statistical measurement of human capital. Statistics New Zealand. Wellington.

30. The penguin dictionary of economics. (2004). London: Penguin Books.

31. Watson Wyatt Worldwide. (2001). Watson Wyatt's Human Capital Index: Human capital as a lead indicator of shareholder value. Washington: Watson Wyatt Worldwide.

32. Youndt M.A. (2000). Human resource configurations and value creation: The mediating role of intellectual capital. Toronto. Annual Conference of the Academy of Management.

33. Zainutdinova E., Khaziakhmetova G. (2019). Retrospective study of approaches to the definition of “human capital”. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems, vol. 11 (8), Special Issue, pp. 1806–1809.


Дополнительные файлы

Для цитирования:


Жданов Д.А. Человеческий капитал предприятия в контексте системной экономики. Экономическая наука современной России. 2020;(4):24-38. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2020-4(91)-25-38

For citation:


Zhdanov D.A. Human Capital of the Enterprise in the Context of System Economy. Economics of Contemporary Russia. 2020;(4):24-38. (In Russ.) https://doi.org/10.33293/1609-1442-2020-4(91)-25-38

Просмотров: 183


ISSN 1609-1442 (Print)
ISSN 2618-8996 (Online)