Preview

Экономическая наука современной России

Расширенный поиск

Государство и институты: образование как продукт и генератор экономических изменений

https://doi.org/10.33293/1609-1442-2020-3(90)-143-150

Полный текст:

Аннотация

Автор анализирует дискуссию по проблемам генезиса и роли институтов в экономическом развитии и показывает, что, в частности, в дискуссии сторонников «панинституционализма», «идеационного подхода» и «критического марксизма» ее участники не учитывают диалектический характер связи между развитием экономических отношений, институтов и идей. Взаимодействие между ними включает не только прямые, но и обратные, взаимные влияния. Последние действительно обусловливают то, что идеи оказывают определенное обратное воздействие на формирование институтов, но только тогда, когда они проникают в сознание экономических акторов, способных осуществлять институциональные изменения. Важную роль в этом процессе играет образование как составная часть культуры. Эта роль образования становится еще более значимой в условиях креативной революции, когда главным фактором развития экономики становится творческий потенциал человека.

Об авторе

Наталья Геннадьевна Яковлева
Института экономики РАН; МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва
Россия
к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник


Список литературы

1. Аузан А. А. (2015). «Эффект колеи». Проблема зависимости от траектории предшествующего развития – ​эволюция гипотез // Вестник Московского ун-та. Сер. 6. Экономика. № 1. С. 3–17.

2. Бодрунов С. Д. (2018). Ноономика: монография. М.: Культурная революция, 2018. 432 с.

3. Бузгалин А. В. (2018). Поздний капитализм и его пределы: Диалектика производительных сил и производственных отношений // Вопросы политической экономии. № 2. С. 10–39.

4. Бузгалин А. В., Колганов А. И. (2019а). Экономическое развитие как смена качественно разных систем социально-экономических отношений: к критике «панинституционализма» и «идеационного» подхода // Вопросы экономики. № 10. C. 99–114. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-10-99-114.

5. Бузгалин А. В., Колганов А. И. (2019б). Трансформации социальной структуры позднего капитализма: от пролетариата и буржуазии к прекариату и креативному классу? // Социологические исследования. Т. 10. № 26. С. 18–28. DOI: 10.31857/S013216250003744-1.

6. Булавка-Бузгалина Л.А. (2014). Культура как онтологический императив: перезагрузка // Развитие и экономика. Июнь. С. 134–147.

7. Воейков М. И. (2018). Государство как предмет политэкономического изучения // Вопросы политической экономии. № 1. С. 35–55.

8. Гегель Г. В.Ф. (1992). Феноменология дух / пер. Г. Шпета. СПб.: Наука-XLVII. 444 с.

9. Глазьев С. Ю. (2019). Приоритеты опережающего развития российской экономики в условиях смены технологических укладов // Экономическое возрождение России. № 2. С. 17–24.

10. Гэлбрейт: возвращение: монография (2017) / под ред. С. Д. Бодрунова. М.: Культурная революция. 424 с.

11. Капелюшников Р. И. (2019a). Contra панинституционализм. Часть I // Вопросы экономики. № 7. C. 119–146. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-7-119-146.

12. Капелюшников Р. И. (2019б). Contra панинституционализм. Часть II // Вопросы экономики. № 8. С. 98–126. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-8-98-126.

13. Лихачев Д. С. (2006). Культура как целостная среда. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб.: СПбГУП.

14. Луначарский А. В. (1967). Еще к вопросу о культуре // Собрание сочинений. Т. 7. М.: Художественная литература (Впервые напечатано в газете «Известия ВЦИК», 1922, № 249, 3 ноября).

15. Миронов В. В. (2019). «Мой оптимизм – ​сдержанный»: о философии, образовании и человеке в современной российской культуре // Концепт: философия, религия, культура. Т. 10. № 2. С. 9–26.

16. Музычук В. Ю. (2017). Государственный патернализм в сфере культуры: что не так с установками патера в России? Научный доклад. М.: Институт экономики РАН. 67 с.

17. Музычук В. Ю. (2018). Сфера культуры и результаты культурной деятельности в контексте политэкономического подхода // Вопросы политической экономии. № 4. С. 91–104.

18. Смолин О. Н. (2014). Образование – ​для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИКП «Академ-книга». 1120 с.

19. Шваб К. (2017). Четвертая промышленная революция: монография: пер. с англ. М.: «Э». 208 с.


Рецензия

Для цитирования:


Яковлева Н.Г. Государство и институты: образование как продукт и генератор экономических изменений. Экономическая наука современной России. 2020;(3):143-150. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2020-3(90)-143-150

For citation:


Yakovleva N.G. State and Institutions: Education as a Product and Generator of Economic Change. Economics of Contemporary Russia. 2020;(3):143-150. (In Russ.) https://doi.org/10.33293/1609-1442-2020-3(90)-143-150

Просмотров: 503


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1609-1442 (Print)
ISSN 2618-8996 (Online)