Государство и институты: образование как продукт и генератор экономических изменений
https://doi.org/10.33293/1609-1442-2020-3(90)-143-150
Аннотация
Автор анализирует дискуссию по проблемам генезиса и роли институтов в экономическом развитии и показывает, что, в частности, в дискуссии сторонников «панинституционализма», «идеационного подхода» и «критического марксизма» ее участники не учитывают диалектический характер связи между развитием экономических отношений, институтов и идей. Взаимодействие между ними включает не только прямые, но и обратные, взаимные влияния. Последние действительно обусловливают то, что идеи оказывают определенное обратное воздействие на формирование институтов, но только тогда, когда они проникают в сознание экономических акторов, способных осуществлять институциональные изменения. Важную роль в этом процессе играет образование как составная часть культуры. Эта роль образования становится еще более значимой в условиях креативной революции, когда главным фактором развития экономики становится творческий потенциал человека.
Об авторе
Наталья Геннадьевна ЯковлеваРоссия
к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник
Список литературы
1. Аузан А. А. (2015). «Эффект колеи». Проблема зависимости от траектории предшествующего развития – эволюция гипотез // Вестник Московского ун-та. Сер. 6. Экономика. № 1. С. 3–17.
2. Бодрунов С. Д. (2018). Ноономика: монография. М.: Культурная революция, 2018. 432 с.
3. Бузгалин А. В. (2018). Поздний капитализм и его пределы: Диалектика производительных сил и производственных отношений // Вопросы политической экономии. № 2. С. 10–39.
4. Бузгалин А. В., Колганов А. И. (2019а). Экономическое развитие как смена качественно разных систем социально-экономических отношений: к критике «панинституционализма» и «идеационного» подхода // Вопросы экономики. № 10. C. 99–114. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-10-99-114.
5. Бузгалин А. В., Колганов А. И. (2019б). Трансформации социальной структуры позднего капитализма: от пролетариата и буржуазии к прекариату и креативному классу? // Социологические исследования. Т. 10. № 26. С. 18–28. DOI: 10.31857/S013216250003744-1.
6. Булавка-Бузгалина Л.А. (2014). Культура как онтологический императив: перезагрузка // Развитие и экономика. Июнь. С. 134–147.
7. Воейков М. И. (2018). Государство как предмет политэкономического изучения // Вопросы политической экономии. № 1. С. 35–55.
8. Гегель Г. В.Ф. (1992). Феноменология дух / пер. Г. Шпета. СПб.: Наука-XLVII. 444 с.
9. Глазьев С. Ю. (2019). Приоритеты опережающего развития российской экономики в условиях смены технологических укладов // Экономическое возрождение России. № 2. С. 17–24.
10. Гэлбрейт: возвращение: монография (2017) / под ред. С. Д. Бодрунова. М.: Культурная революция. 424 с.
11. Капелюшников Р. И. (2019a). Contra панинституционализм. Часть I // Вопросы экономики. № 7. C. 119–146. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-7-119-146.
12. Капелюшников Р. И. (2019б). Contra панинституционализм. Часть II // Вопросы экономики. № 8. С. 98–126. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-8-98-126.
13. Лихачев Д. С. (2006). Культура как целостная среда. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб.: СПбГУП.
14. Луначарский А. В. (1967). Еще к вопросу о культуре // Собрание сочинений. Т. 7. М.: Художественная литература (Впервые напечатано в газете «Известия ВЦИК», 1922, № 249, 3 ноября).
15. Миронов В. В. (2019). «Мой оптимизм – сдержанный»: о философии, образовании и человеке в современной российской культуре // Концепт: философия, религия, культура. Т. 10. № 2. С. 9–26.
16. Музычук В. Ю. (2017). Государственный патернализм в сфере культуры: что не так с установками патера в России? Научный доклад. М.: Институт экономики РАН. 67 с.
17. Музычук В. Ю. (2018). Сфера культуры и результаты культурной деятельности в контексте политэкономического подхода // Вопросы политической экономии. № 4. С. 91–104.
18. Смолин О. Н. (2014). Образование – для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИКП «Академ-книга». 1120 с.
19. Шваб К. (2017). Четвертая промышленная революция: монография: пер. с англ. М.: «Э». 208 с.
Рецензия
Для цитирования:
Яковлева Н.Г. Государство и институты: образование как продукт и генератор экономических изменений. Экономическая наука современной России. 2020;(3):143-150. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2020-3(90)-143-150
For citation:
Yakovleva N.G. State and Institutions: Education as a Product and Generator of Economic Change. Economics of Contemporary Russia. 2020;(3):143-150. (In Russ.) https://doi.org/10.33293/1609-1442-2020-3(90)-143-150