Preview

Экономическая наука современной России

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Экосистемные компании: границы и этапы развития

https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-4(87)-126-136

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются экосистемные компании как совокупность предприятий, выпускающих широкую номенклатуру товаров и услуг. Особенность заключается в в предложении продуктов в различных отраслях под единой торговой маркой. Развитие экосистемы как набора предприятий из разных отраслей формирует отношение к ней, прежде всего, как к бренду, а не как к юридическому лицу или группе компаний. В процессе исследования были уточнены граница понятия социально-экономическая экосистема и целевые свойства её элементов, а именно: гармоничность, дополняемость, всеобщность, бесшовность и связность. Была выстроена последовательность трансформаций компании в экосистемную через микро-, мезо- и индустриальный уровни масштабирования деятельности. Это позволило структурировать уровни развития экосистем, начиная от отдельного предприятия, к отраслеподобной структуре и к индустриальной сложной структуре. Экосистемные компании формируют новый подход к управлению такими структурами. Основное отличие такого управления от традиционного понимания менеджмента предприятия как набора цикличных и точечных решений, заключается в более мягком характере воздействий. Управленческие воздействия представляют из себя набор уникальных нецикличных решений, формирующих концепцию развития экосистемы. Взаимодействие экосистем между собой во внешней среде выстраивается тремя способами: через партнёрство в явном виде, скрытно в паразитарной форме и косвенно при помощи экосистемы-посредника. Соответственно, как официально оформленные партнёрские отношение или скрытое использование в будущем приведёт к интеграционным процессам слияния и поглощения экосистем, для которых необходим специфический управленческий аппарат, основанный на специфики сложности таких структур.

Об авторе

Александр Анатольевич Кобылко
Центральный экономико-математический институт РАН, МТУСИ, Москва
Россия

кандидат экономических наук, Ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН, доцент МТУСИ



Список литературы

1. Белоусов Д. Р., Пенухина Е . А. О построении качественной модели российской экосистемы ИКТ // Проблемы прогнозирования. 2018. № 3. С. 94–104.

2. Клейнер Г. Б. Новая теории экономических систем и ее приложения // Журнал экономической теории. 2010. № 3. С. 41–58.

3. Клейнер Г. Б. Промышленные экосистемы: взгляд в будущее // Экономическое возрождение России. 2018. № 2. С. 53–62.

4. Кобылко А. А. Современные операторы связи: исследование с позиции системной экономической

5. теории // Экономическая наука современной России. 2016. № 2. С. 118–124.

6. Кобылко А. А. Межсистемное взаимодействие в деятельности телекоммуникационных операторов // Terra Economicus. 2019. № 1. С. 77–93. DOI: 10.23683/2073-6606-2019-17-1-77-93.

7. Конопатов С. Н., Салиенко Н. В. Анализ бизнес-моделей на основе платформ // Научный журнал НИУ ИТМО . Сер. Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 1. С. 21–32. DOI: 10.17586/2310-1172-2018-11-1-21-32.

8. Полтерович В. М. От социального либерализма – к философии сотрудничества // Общественные науки и современность. 2015. № 4. С. 41–64.

9. Смородинская Н. В. Сетевые инновационные экосистемы и их роль в динамизации экономического роста // Инновации. 2014. № 7. С. 27–33.

10. Угнич Е . А. Экосистемный подход к исследованию инновационных процессов // Россия в глобальной экономике: вызовы и институты развития: материалы III Международного политэкономического конгресса и VI Международной научно-практической конференции: Т. 2 / под ред. М. А . Боровской, Ю. М . Осипова, А. В . Бузгалина, А. Ю. А рхипова. Ростов н/Д.: Изд-во Южного федерального ун-та, 2016. С. 92–96.

11. Шерешева М. Ю., Кульгаева К. М. Роль экосистемы бренда в решении задач маркетинга высокотехнологичных продуктов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 9. С. 141–146.

12. Adner R. Match your innovation strategy to your innovation ecosystem // Harvard Business Review. 2006. Vol. 84. № 4. Р. 98–107.

13. Adner R. The wide lens: A new strategy for innovation. L., England: Penguin, 2012, 288 p.

14. Ceccagnoli M., Forman C., Huang P., Wu D. J. Co-creation of Value in a Platform Ecosystem: The case of enterprise software // MIS Quarterly. 2012. Vol. 36. № 1. Р. 263–290.

15. Gawer A. Bridging differing perspectives on technological platforms: Toward an integrative framework // Research Policy. 2014. Vol. 43. № 7. Р. 1239–1249.

16. Iansiti M., Levien R. The Keystone Advantage: What the new dynamics of business ecosystems mean for strategy, innovation, and sustainability. Boston, MA: Harvard Business School Press, 2004. 255 p.

17. Jacobides M. G., Cennamo C., Gawer A. Towards a theory of ecosystems // Strategic Management Journal. 2018. Vol. 39. № 8. Р. 2255–2276. DOI: 10.1002/smj.2904.

18. Kapoor R., Lee J. M. Coordinating and competing in ecosystems: How organizational forms shape new technology investments // Strategic Management Journal. 2013. Vol. 34. № 3. Р. 274–296.

19. Moore J. F. The death of competition: Leadership and Strategy in the Age of Business Ecosystems. N.Y.: Harper Business, 1997.

20. Tansley A. The use and abuse of vegetational concepts and terms // Ecology. 1935. Vol. 16. № 4. Р. 284–307.

21. Teece D. J. Explicating dynamic capabilities: The nature and microfoundations of (sustainable) enterprise performance // Strategic Management Journal. 2007. Vol. 28. № 13. Р. 1319–1350.


Для цитирования:


Кобылко А.А. Экосистемные компании: границы и этапы развития. Экономическая наука современной России. 2019;(4):126-136. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-4(87)-126-136

For citation:


Kobylko A.A. Ecosystem Companies: The Stages of Development and Limits. Economics of Contemporary Russia. 2019;(4):126-136. (In Russ.) https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-4(87)-126-136

Просмотров: 165


ISSN 1609-1442 (Print)
ISSN 2618-8996 (Online)