Preview

Экономическая наука современной России

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Влияние формы собственности образовательной организации на заработную плату педагогических работников

https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-2(85)-103-115

Полный текст:

Аннотация

В настоящее время темпы социально-экономического развития в значительной степени определяются уровнем развития системы образования. Дошкольное и общее образование играют особую роль, так как формируют основные особенности будущей рабочей силы (согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» (ст. 10. П. 4, ст. 63 и другие статьи гл. 7 «Общее образование»)). Качество системы образования зависит от многих факторов, одним из которых является размер оплаты труда педагогических работников. Первая цель работы – демонстрация того, что, несмотря на Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», заработная плата педагогических работников и их уровень жизни продолжают оставаться низкими. Второй целью работы является анализ их заработной платы с учетом формы собственности образовательной организации. Для этого рассмотрены основные показатели, как представленные в открытых базах органов статистики, так и рассчитанные автором: абсолютный размер оплаты труда педагогических работников и ее прирост, их заработная плата относительно средней по региону и заработная плата относительно прожиточного минимума (ПМ) взрослого трудоспособного человека. Показано, что за 2013–2017 гг. Уровень жизни педагогических работников в целом снизился, а целевой показатель так и не был достигнут. Однако заработная плата педагогических работников заметно различается в зависимости от формы собственности образовательной организации. В дошкольном образовании в наилучшем положении находятся педагогические работники организаций в региональной собственности. Педагогические работники организаций в федеральной собственности имеют наилучшие показатели в общем образовании. Тем не менее они имеют достаточно близкие показатели, которые превышают целевые. Наиболее многочисленная когорта – педагоги муниципальных образовательных организаций – находится в наихудшем положении, а их заработная плата сильно отстает от заработной платы педагогических работников организаций государственной собственности и значительно ниже целевых значений.

Об авторе

Арсений Леонидович Синица
МГУ им. М.В. Ломоносова
Россия

к. э. н., научный сотрудник, лаборатория экономического образования, экономический факультет

Москва



Список литературы

1. Алмаев А.З. «Равный труд – равная оплата…»: материальное положение школьных учителей в 1940–1960-х гг. (на материалах Южного Урала) // Вестник РУДН. Сер.: История России. 2012. № 2. С. 105–119.

2. Верясова Е.С. Социологический анализ оценки воспитателями условий труда в дошкольных образовательных учреждениях // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т. 3. № 9. С. 55–60.

3. Клячко Т.Л. Заработная плата педагогических работников // Экономическое развитие России. 2014. Т. 21. № 4. С. 59–62.

4. Клячко Т.Л., Авраамова Е.М., Логинов Д.М. Зависимость эффективной деятельности от материальных стимулов // Экономика образования. 2015. № 2. с. 63–73.

5. Колесникова Е.М. Педагоги частного и государственного дошкольного образования: статус группы и перспективы развития // Социологический журнал. 2016. Т. Xix. № 1 (84). С. 137–148.

6. Марков Р.А., Амлаев К.Р. Состояние здоровья юношей призывного и допризывного возраста в России // Астраханский медицинский журнал. 2016. Т. 11. № 3. С. 44–52.

7. Метликина Я.П. Платные образовательные услуги в муниципальных дошкольных учреждениях как способ повышения заработной платы воспитателей // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края. Барнаул: АГУ, 2015. с. 38–48.

8. Мониторинг эффективности школы. Что изменилось в работе учителя за последние годы (2014– 2017 гг.) / под ред. Т.Л.Клячко. М.: РАНХИГС, 2018. 35 с. URL: https://www.ranepa.ru/images/News/2018-04/24-04-2018-3-monitoringshkola.pdf.

9. Новаковская О.А., Шадрина Н.М. Сущность и характеристика существующих систем оплаты труда в общеобразовательных организациях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 10–2. С. 143–147.

10. Полунина Н.В., Юмукян А.В. Образ жизни и заболеваемость юношей-подростков призывного возраста // российский медицинский журнал. 2013. № 1. С. 3–6.

11. Поташник М.М., Соложин А.В. Не хлебом единым // Народное образование. 2011. № 10. С. 106–111.

12. Синица А.Л. Социально-экономические последствия низкой оплаты труда в дошкольных образовательных учреждениях // Уровень жизни населения регионов России. 2009. № 12. С. 74–82.

13. Собкин В.С., Верясова Е.С. структура ценностных ориентаций воспитателей детского сада // Национальный психологический журнал. 2013. № 1. С. 134–142.

14. Таточенко И.М., Таточенко А.Л., Оздарбиев Р.Г. О разработке методики количественной оценки результатов выполнения субъектами Федерации положений «майских указов» Президента РФ, касающихся оплаты труда педагогических работников общего образования // Электронный научный журнал. 2017. № 1–2. С. 167–177.

15. Типенко Н.Г. Заработная плата в общем образовании в 2013 г.: межрегиональный анализ, тенденции и перспективы // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 148–168.

16. Типенко Н.Г. Новые системы оплаты труда в школах: особенности введения и первые итоги // Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 2. С. 31–41.

17. Филинкова Е.Б. Удовлетворенность трудом как фактор готовности педагогов к смене работы // Вестник Брянского гос. ун-та. 2015. № 2. С. 122–126.

18. Шевцов В.В. Физическое состояние молодого пополнения вооруженных сил в контексте военной безопасности России // Вестник Академии военных наук. 2016. № 1 (54). С. 77–82.


Для цитирования:


Синица А.Л. Влияние формы собственности образовательной организации на заработную плату педагогических работников. Экономическая наука современной России. 2019;(2):103-115. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-2(85)-103-115

For citation:


Sinitsa A.L. The Influence of the Ownership Form of the Educational Organization on the Salary of Pedagogical Employees. Economics of Contemporary Russia. 2019;(2):103-115. (In Russ.) https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-2(85)-103-115

Просмотров: 61


ISSN 1609-1442 (Print)
ISSN 2618-8996 (Online)