Влияние формы собственности образовательной организации на заработную плату педагогических работников
https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-2(85)-103-115
Аннотация
В настоящее время темпы социально-экономического развития в значительной степени определяются уровнем развития системы образования. Дошкольное и общее образование играют особую роль, так как формируют основные особенности будущей рабочей силы (согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» (ст. 10. П. 4, ст. 63 и другие статьи гл. 7 «Общее образование»)). Качество системы образования зависит от многих факторов, одним из которых является размер оплаты труда педагогических работников. Первая цель работы – демонстрация того, что, несмотря на Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», заработная плата педагогических работников и их уровень жизни продолжают оставаться низкими. Второй целью работы является анализ их заработной платы с учетом формы собственности образовательной организации. Для этого рассмотрены основные показатели, как представленные в открытых базах органов статистики, так и рассчитанные автором: абсолютный размер оплаты труда педагогических работников и ее прирост, их заработная плата относительно средней по региону и заработная плата относительно прожиточного минимума (ПМ) взрослого трудоспособного человека. Показано, что за 2013–2017 гг. Уровень жизни педагогических работников в целом снизился, а целевой показатель так и не был достигнут. Однако заработная плата педагогических работников заметно различается в зависимости от формы собственности образовательной организации. В дошкольном образовании в наилучшем положении находятся педагогические работники организаций в региональной собственности. Педагогические работники организаций в федеральной собственности имеют наилучшие показатели в общем образовании. Тем не менее они имеют достаточно близкие показатели, которые превышают целевые. Наиболее многочисленная когорта – педагоги муниципальных образовательных организаций – находится в наихудшем положении, а их заработная плата сильно отстает от заработной платы педагогических работников организаций государственной собственности и значительно ниже целевых значений.
Ключевые слова
Journal of Economic Literature (JEL): H52; I22; I25; I28; J31; O15
Об авторе
Арсений Леонидович СиницаРоссия
к. э. н., научный сотрудник, лаборатория экономического образования, экономический факультет
Москва
Список литературы
1. Алмаев А.З. «Равный труд – равная оплата…»: материальное положение школьных учителей в 1940–1960-х гг. (на материалах Южного Урала) // Вестник РУДН. Сер.: История России. 2012. № 2. С. 105–119.
2. Верясова Е.С. Социологический анализ оценки воспитателями условий труда в дошкольных образовательных учреждениях // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т. 3. № 9. С. 55–60.
3. Клячко Т.Л. Заработная плата педагогических работников // Экономическое развитие России. 2014. Т. 21. № 4. С. 59–62.
4. Клячко Т.Л., Авраамова Е.М., Логинов Д.М. Зависимость эффективной деятельности от материальных стимулов // Экономика образования. 2015. № 2. с. 63–73.
5. Колесникова Е.М. Педагоги частного и государственного дошкольного образования: статус группы и перспективы развития // Социологический журнал. 2016. Т. Xix. № 1 (84). С. 137–148.
6. Марков Р.А., Амлаев К.Р. Состояние здоровья юношей призывного и допризывного возраста в России // Астраханский медицинский журнал. 2016. Т. 11. № 3. С. 44–52.
7. Метликина Я.П. Платные образовательные услуги в муниципальных дошкольных учреждениях как способ повышения заработной платы воспитателей // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края. Барнаул: АГУ, 2015. с. 38–48.
8. Мониторинг эффективности школы. Что изменилось в работе учителя за последние годы (2014– 2017 гг.) / под ред. Т.Л.Клячко. М.: РАНХИГС, 2018. 35 с. URL: https://www.ranepa.ru/images/News/2018-04/24-04-2018-3-monitoringshkola.pdf.
9. Новаковская О.А., Шадрина Н.М. Сущность и характеристика существующих систем оплаты труда в общеобразовательных организациях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 10–2. С. 143–147.
10. Полунина Н.В., Юмукян А.В. Образ жизни и заболеваемость юношей-подростков призывного возраста // российский медицинский журнал. 2013. № 1. С. 3–6.
11. Поташник М.М., Соложин А.В. Не хлебом единым // Народное образование. 2011. № 10. С. 106–111.
12. Синица А.Л. Социально-экономические последствия низкой оплаты труда в дошкольных образовательных учреждениях // Уровень жизни населения регионов России. 2009. № 12. С. 74–82.
13. Собкин В.С., Верясова Е.С. структура ценностных ориентаций воспитателей детского сада // Национальный психологический журнал. 2013. № 1. С. 134–142.
14. Таточенко И.М., Таточенко А.Л., Оздарбиев Р.Г. О разработке методики количественной оценки результатов выполнения субъектами Федерации положений «майских указов» Президента РФ, касающихся оплаты труда педагогических работников общего образования // Электронный научный журнал. 2017. № 1–2. С. 167–177.
15. Типенко Н.Г. Заработная плата в общем образовании в 2013 г.: межрегиональный анализ, тенденции и перспективы // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 148–168.
16. Типенко Н.Г. Новые системы оплаты труда в школах: особенности введения и первые итоги // Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 2. С. 31–41.
17. Филинкова Е.Б. Удовлетворенность трудом как фактор готовности педагогов к смене работы // Вестник Брянского гос. ун-та. 2015. № 2. С. 122–126.
18. Шевцов В.В. Физическое состояние молодого пополнения вооруженных сил в контексте военной безопасности России // Вестник Академии военных наук. 2016. № 1 (54). С. 77–82.
Рецензия
Для цитирования:
Синица А.Л. Влияние формы собственности образовательной организации на заработную плату педагогических работников. Экономическая наука современной России. 2019;(2):103-115. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-2(85)-103-115
For citation:
Sinitsa A.L. The Influence of the Ownership Form of the Educational Organization on the Salary of Pedagogical Employees. Economics of Contemporary Russia. 2019;(2):103-115. (In Russ.) https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-2(85)-103-115