Роль доверительных отношений в конкурентных инновационно-ориентированных стратегических альянсах
https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-4(87)-39-52
Аннотация
Кооперационные отношения между конкурирующими фирмами, образующими между собой стратегические альянсы, т.е. долгосрочные и взаимовыгодные партнерские соглашения с целью освоения новых технологий, рынков и продуктовых категорий предполагают активную передачу и усвоение новых знаний и компетенций каждым партнером. Это позволяет фирмам – участницам альянса совместно разрабатывать инновационные технологические решения и повышать свою рыночную конкурентоспособность. Тем не менее конкурентные взаимодействия между партнерами могут помешать реализации заявленных в альянсе кооперационных целей. Данная работа исследует влияние доверительных отношений между партнерами в условиях конкурентного соприкосновения фирм в рыночной среде и сходства начального знания, находящегося в распоряжении каждого партнера, на эффективность кооперации. В работе выдвинут ряд гипотез, связывающих между собой основные параметры, которые характеризуют межфирменные доверительные отношения, сходство знания, находящегося в распоряжении каждого из участников альянса, а также уровень трансакционных затрат, связанных с передачей знания в структуре альянса.
Об авторе
Александр Кимович ЛяскоРоссия
Список литературы
1. Голиченко О. Г. Государственная политика и провалы национальной инновационной системы // Вопросы экономики. 2017. № 2. С. 97–108.
2. Дементьев В. Е . Доверие – фактор функционирования и развития современной рыночной экономики // Российский экономический журнал. 2004. № 8. С. 46–65.
3. Егорова Н. Е ., Королева Е . А. Методики оценки уровня доверия экономических субъектов: классификационная схема и сравнительный анализ // Вестник ЦЭМИ РАН . 2018. Вып. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://cemi.jes.su/s111111110000039-5-1.
4. Ляско А. К. Проблема стабильности в неформальных системах денежного трансфера: нормы доверия или институты контроля? // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 120–130.
5. Федорова Е . А., Барихина Ю. А. О ценка горизонтальных и вертикальных спилловер-эффектов от прямых иностранных инвестиций в России // Вопросы экономики. 2015. № 3. C. 46–60.
6. Albort-Morant G., Leal-Millán A., Cepeda-Carrion G., Henseler J. Developing green innovation performance by fostering of organizational knowledge and coopetitive relations // Review of Managerial Science. 2018. Vol. 12. Р. 499–517.
7. Arrow K. The limits of organization. N.Y.: W. W. Norton, 1974.
8. Bellon B., Niosi J. Institutionalist theories and inter-firm alliances: The transaction cost, competence and evolutionary debate revisited // Current Sociology. 2001. Vol. 49 (4). Р. 67–84.
9. Bengtsson M., Eriksson J., Wincent J. Co-opetition dynamics – An outline for further inquiry // Competitiveness Review. 2010. Vol. 20. Р. 194–214.
10. Bogers M. The open innovation paradox: Knowledge sharing and protection in R&D collaborations // European Journal of Innovation Management. 2011. Vol. 14. Р. 93–117.
11. Bouncken R. B., Kraus S. Innovation in knowledgeintensive industries: The double-edged sword of coopetition // Journal of Business Research. 2013. Vol. 66. Р. 2060–2070.
12. Cassiman B., Di Guardo M. C., Valentini G. Organizing R&D projects to profit from innovation: Insights from co-opetition // Long Range Planning. 2009. Vol. 42. Р. 216–233.
13. Chiesa V., Manzini R. Organizing for technological collaborations: A managerial perspective // R&D Management. 1998. Vol. 28. Р. 199–212.
14. Cohen W. M., Levinthal D. A. Absorptive capacity: A new perspective on learning and innovation // Administrative Science Quarterly. 1990. Vol. 35. Р. 128–152.
15. Cozzolino A., Rothaermel F. T. Discontinuities, competition, and cooperation: Coopetitive dynamics between incumbents and entrants // Strategic Management Journal. 2018. Vol. 39. Р. 3053–3085.
16. Cullen J. B., Johnson J. L., Sakano T. Success through commitment and trust: The soft side of strategic alliance management // Journal of World Business. 2000. Vol. 35. Р. 223–240.
17. Das T. K., Teng B.-S. Instabilities of strategic alliances: An internal tensions perspective // Organization Science. 2000a. Vol. 11. Р. 77–101.
18. De Jong G., Klein Woolthuis R.J.A. The content and role of formal contracts in high-tech alliances // Innovation: Management Policy and Practice. 2009. Vol. 11. № 1. Р. 44–59.
19. De Laat P. Research and development alliances: Ensuring trust by mutual commitments // M. Ebers (ed.). The Formation of Inter-Organizational Networks. Oxford: Oxford University Press, 1997. Р. 146–173.
20. Duysters G., Kok G., Vaandrager M. Crafting successful strategic technology partnerships // R&D Management. 1999. Vol. 29. Р. 343–351.
21. Duysters G., Lemmens C. Alliance group formation: Enabling and constraining effects of embeddedness and social capital in strategic technology alliance networks // International Studies of Management and Organization. 2003. Vol. 33 (2). Р. 49–68.
22. Dyer J.H., Chu W. The role of trustworthiness in reducing transaction costs and improving performance: Empirical evidence from the United States Japan and Korea // Organization Science. 2003. Vol. 14. № 1. Р. 57–68.
23. Fernandez A.- S., Le Roy F., Gnyawali D. R. Sources and management of tension in co-opetition case evidence from telecommunications satellites manufacturing in Europe // Industrial Marketing Management. 2014. Vol. 43. Р. 222–235.
24. Fukuyama F. Trust: The social virtues and the creation of prosperity. N.Y.: Free Press, 1995.
25. Gnyawali D. R., Park B. J. Co-opetition between giants: Collaboration with competitors for technological innovation // Research Policy. 2011. Vol. 40. Р. 650–663.
26. Inkpen A. Learning, knowledge acquisition, and strategic alliances // European Management Journal. 1998. Vol. 16. Р. 223–229.
27. Inkpen A. C. Learning through joint ventures: A framework of knowledge acquisition // Journal of Management Studies. 2000. Vol. 37. Р. 1019–1043.
28. Inkpen A. C., Tsang E. W.K. Social capital, networks, and knowledge transfer // Academy of Management Review. 2005. Vol. 30. Р. 146–165.
29. Kale P., Singh H., Perlmutter H. Learning and protection of proprietary assets in strategic alliances: Building relational capital // Strategic Management Journal. 2000. Vol. 21. Р. 217–237.
30. Lam A. Tacit knowledge, organizational learning and societal institutions: An integrated framework // Organization Studies. 2000. Vol. 21. Р. 487–513.
31. Lane P. J., Koka B. R., Pathak S. The reification of absorptive capacity: A critical review and rejuvenation of the construct // Academy of Management Review. 2006. Vol. 31. Р. 833–863.
32. Lei D., Slocum Jr J.W., Pitts R. A. Building cooperative advantage: Managing strategic alliances to promote organizational learning // Journal of World Business. 1997. Vol. 32. Р. 203–223.
33. Li D., Eden L., Hitt M. A., Ireland R. D. Friends, acquaintances, or strangers? Partner selection in R&D alliances // Academy of Management Journal. 2008. Vol. 51. Р. 315–334.
34. Luo Y. A coopetition perspective on global competition // Journal of World Business. 2007. Vol. 42. Р. 129–144.
35. Mowery D. C., Oxley J. E., Silverman B. S. Strategic alliances and interfirm knowledge transfer // Strategic Management Journal. Winter Special Issue. 1996. Vol. 17. Р. 77–91.
36. Muthusamy S. K., White M. A. Learning and knowledge transfer in strategic alliances: A social exchange view // Organization Studies. 2005. Vol. 26. Р. 415–441.
37. Nooteboom B. Trust: Forms, Foundations, Functions, Failures and Figures. Cheltenham: Edward Elgar, 2002.
38. Nooteboom B., Van Haverbeke W., Duysters G., Gilsing V., van den Oord A. Optimal cognitive distance and absorptive capacity // Research Policy. 2007. Vol. 36. Р. 1016–1034.
39. Padula G., Dagnino G. B. Untangling the rise of coopetition: The intrusion of competition in a cooperative game structure // International Studies of Management and Organization. 2007. Vol. 37 (2). Р. 32–52.
40. Park B. J., Srivastava M. K., Gnyawali D. R. Walking the tight rope of co-opetition: Impact of competition and cooperation intensities and balance on firm innovation performance // Industrial Marketing Management. 2014. Vol. 43. Р. 210–221.
41. Raza-Ullah T., Bengtsson M., Kock S. The cooperation paradox and tension in coopetition at multiple levels // Industrial Marketing Management. 2014. Vol. 43. Р. 189–198.
42. Ritala P. Is cooperation different from cooperation? The impact of market rivalry on value creation in alliances // International Journal of Intellectual Property Management. 2009. Vol. 3. Р. 39–55.
43. Ritala P. Сooperation strategy – When is it successful? Empirical evidence on innovation and market performance // British Journal of Management. 2012. Vol. 23. Р. 307–324.
44. Ritala P., Golnam A., Wegmann A. Cooperation-based business models: The case of Amazon.com // Industrial Marketing Management. 2014. Vol. 43. Р. 236–249.
45. Salvetat D., Géraudel M., d’Armagnac S. Inter-organizational knowledge management in a coopetitive context in the aeronautic and space industry // Knowledge Management Research and Practice. 2013. Vol. 11. Р. 265–277.
46. Wu J. Cooperation with competitors and product innovation: Moderating effects of technological capability and alliances with universities // Industrial Marketing Management. 2014. Vol. 43. Р. 199–209.
47. Zaheer A., McEvily B., Perrone V. Does trust matter? Exploring the effects of interorganizational and interpersonal trust on performance // Organization Science. 1998. Vol. 9. № 2. Р. 123–141.
Рецензия
Для цитирования:
Ляско А.К. Роль доверительных отношений в конкурентных инновационно-ориентированных стратегических альянсах. Экономическая наука современной России. 2019;(4):39-52. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-4(87)-39-52
For citation:
Lyasko A.K. Trust , Knowledge Similarity and Cooperation in Coopetitive Strategic Alliances. Economics of Contemporary Russia. 2019;(4):39-52. (In Russ.) https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-4(87)-39-52