Международная трудовая миграция в российских авиакомпаниях
Аннотация
В период с 2006 по 2015 г. в мире наблюдался рост пассажиропотока на международных и внутренних коммерческих воздушных перевозках. Возросшая частота рейсов и расширение маршрутной сети авиакомпаний потребовали от участников рынка увеличения нагрузки на летные экипажи и привлечения новых кадров. Однако во всем мире и в России в частности наблюдается дефицит пилотов. Проблему кадрового дефицита в российской авиации усугубляют принимаемые государством меры, направленные на развитие региональных перевозок. В представленном исследовании выявлены масштабы миграции квалифицированного летного состава и разработан комплекс рекомендаций, позволяющих удержать российских пилотов в отечественных авиакомпаниях. На основании опроса и глубинных интервью с российскими пилотами (октябрь – ноябрь 2016 г.) были выделены факторы, влияющие на принятие решения о трудовой миграции. Количественный анализ позволил дополнить список общих факторов такими специфическими для отрасли переменными, как рейтинг авиакомпании, рабочий график, маршрутная сеть, число социальных программ. Предложены меры удержания летного состава в российских авиакомпаниях.
Об авторах
Максим Александрович ФокеевРоссия
магистрант
Людмила Станиславовна Ружанская
Россия
д.э.н., доцент, заведующая кафедрой
Список литературы
1. Абылкаликов С.И. Экономические теории миграции: рабочая сила и рынок труда // Бизнес, общество, власть. 2012. № 12.
2. Афанасьев В.Г. Коммерческая эксплуатация международных воздушных линий. М.: Транспорт, 2012.
3. Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации. М.: Экономика, 2007.
4. Губенко А.В., Черкашин Д.С., Смуров М.Ю. Экономика воздушного транспорта: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2014.
5. Ермаков К.С. Проблемы совершенствования кадровой политики гражданской авиации // Научный вестник МГТУ ГА. 2015. № 217.
6. Золин И.Е. Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы (теоретико-методологичиские и практические аспекты) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. Т. 10. Вып. 48. С. 45–55.
7. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М.: Диалог-МГУ, 1999.
8. Килькеева Ю.А. Кадровый дефицит авиации Дальнего Востока // Ученые заметки ТОГУ. 2013. Т. 4. № 4.
9. Колосницына М.Г. Международная трудовая миграция: теоретические основы и политика регулирования // Экономический журнал ВШЭ. 2005. № 4.
10. Краснопеев А.И. Кадровый дефицит на российском рынке авиаперевозок // Актуальные вопросы авиации и космонавтики. 2013. T. 2. № 9.
11. Крикунов К.Н. К вопросу о проблемах подготовки пилотов гражданской авиации // Вестник ЮУр-ГУ. Сер. Образование. Педагогические науки. 2013. T. 5. № 1.
12. Кузнецов А.В., Кузнецов Ю.В. Модернизация системы профессиональной подготовки авиационных специалистов в России // Гуманитарные науки. 2016. № 2.
13. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: Юнити-Дана, 2007.
14. Ломейко А. Путин рассказал о развитии авиасообщения в регионах // 360tv. 2016. URL: http://360tv.ru/news/putin-rasskazal-o-razvitiiaviasoobsheniya-v-regionah-117978/.
15. Drucker P. Post-capitalist society. N.Y.: Butterworth-
16. Heinemann, 1993.
17. Harris J., Todaro M. Migration, unemployment, and development: A two-sector analysis // American Economic Review. 1970. № 60. P. 126–142.
18. Lee E. A theory of migration // Demography. 1966. № 1. Vol. 3. P. 47–57.
19. Ravenstein E. The laws of migration // Journal of the Statistical Society of London. 1885. Vol. 48. № 2. P. 167–235.
20. Robbins S., Judge T. Organization behavior. 15th ed. Boston: Pearson, 2013.
21. Robinson C., Tomes N. Self-selection and interprovincial migration in Canada // The Canadian Journal of Economics. 1982. № 15 (3). P. 474–502.
Рецензия
Для цитирования:
Фокеев М.А., Ружанская Л.С. Международная трудовая миграция в российских авиакомпаниях. Экономическая наука современной России. 2018;(3):114-128.
For citation:
Fokeev M.A., Ruzhanskaya L.S. International Labor Migration in Russian Air Companies. Economics of Contemporary Russia. 2018;(3):114-128. (In Russ.)