Управление ассортиментной политикой компании: традиционный подход и категорийный менеджмент
https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-4(87)-136-152
Аннотация
Цель данной работы заключается в проведении сравнительного анализа существующих подходов к управлению ассортиментной политикой компании (традиционный подход и категорийный менеджмент), определении их основных отличий, выявлении преимуществ и недостатков, а также степени распространения каждого. В статье даются краткое описание и определения понятий, связанных с существующими подходами к управлению ассортиментной политикой компании. На основании 17 критериев дается сравнительный анализ подходов, позволяющий выявить их основные отличия. По результатам опроса 18 категорийных менеджеров из торговых сетей УрФО выявлено, что в настоящее время в торговых сетях УрФО активно внедряется категорийный менеджмент, постепенно замещая собой традиционный подход. Однако в чистом виде торговые сети УрФО не применяют ни традиционного подхода, ни категорийного менеджмента, что демонстрирует преобладание смешанных форм управления ассортиментной политикой торговых сетей. При этом степень распространения данных подходов в различных торговых сетях существенно различается. Проведенное нами исследование позволило выявить большой потенциал для дальнейшего развития и роста торговых сетей УрФО, что позволит им получить более высокие финансовые результаты от торговой деятельности.
Об авторе
Каролина Михайловна ИльенковаРоссия
аспирант, Уральский государственный экономический университет; руководитель департамента закупок, категорийного менеджмента и маркетинга, ООО «Зоолэнд»
Список литературы
1. Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2005.
2. Безрукова Е . Л., Шохирева Е . Г. Тенденции развития категорийного менеджмента в мировой экономике // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 2 (62).
3. Буянова Е., Давыдов Н., Кельбах Л., Левочкина Л., Масайло О., Орлов А., Рагузин Е., Савушкина О., Тоноян А. Категорийный менеджмент. Теория и практика в России. Комитет по управлению спросом. Копирайт ECR-Rus, 2007–2008. 47 с.
4. Иванов А. Г., Юлдашева О. У. Маркетинг взаимоотношений и управление потенциалом покупателя на рынках В2В: монография. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. 139 с.
5. Ильенкова К. М. Внедрение категорийного менеджмента в традиционной рознице // Вестник Московского Университета. Сер. 6. Экономика. 2018. № 3. С. 124–145.
6. Ильенкова К. М. Основные этапы реализации категорийного менеджмента в торговых компаниях // Вестник Плеханова. 2018. № 6. С. 130–142. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-6-130-142.
7. Ильенкова К. М. Особенности и основные проблемы внедрения категорийного менеджмента в России // Вестник Института экономики РАН . 2019. № 2. С. 151–164. DOI: 10.24411/2073-6487-2019-10024.
8. Киселев В. М., Николаева М. А. Категорийный менеджмент: учеб. пособие. М.: НОРМА: НИЦ ИНФРА -М, 2013. 208 с.
9. Клейнер Г. Б. Системная парадигма и системный менеджмент // Российский журнал менеджмента. 2008. Т. 6. № 3. C. 27–50.
10. Кущ С. П. Отношенческие аспекты современной теории промышленного маркетинга // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2006. № 2(10). С. 71–78.
11. Попенкова Д. К. Эволюция категорийного менеджмента // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. Декабрь. № 11 (42). С. 77–79.
12. Попов Е . В., Балакирев С. В. Маркетинговое управление продукцией на основе ассортиментной матрицы: Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН , 2010. 59 с.
13. Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. СПб.: Питер, 2007. 416 с.
14. Сысоева С., Бузукова Е. Категорийный менеджмент: управление ассортиментом в рознице. СПб.: Питер, 2015. 400 с.
15. Третьяк О. А. Эволюция маркетинга: этапы, приоритеты, концептуальная база, доминирующая логика // Российский журнал менеджмента. 2006. Т. 4. № 2. С. 129–144.
16. AC Nielsen. Category management: Positioning Your Organization to Win. Chicago: American Marketing Association and NTC Business Book, 1992. 175 p.
17. Carr C., Coy S. Effective day-to-day category management, BearingPoint, Management and Technology, 2011. URL: www.bearingpoint.com.
18. Dussart C. Category management: Strengths. Limits and developments // European Management Journal. 1998. № 16 (1). P. 50–62.
19. Europe ECR. Category Management Best Practices Report. ECR Europe, 1997. 73 P.
20. IDDA. Dairy case category management: A new way to build dairy case business. In: Cooperation with Borden, Inc. and Kraft USA, 1993.
21. Jaervinen J. Category management and captainship in retail. Case: Baby food in Finland – Helsingin Kauppakorkeakoulu Helsinki school of Economics. Information Systems Science. 2010. 110 p.
22. Joseph L. The category management guidebook. N.Y.: Lebhar-Liedman,1996.
23. Ilyenkova K. M. Category management in Russian retail sphere (case of the Ural Federal District). RECONOMY, 2019, 5(1), 38–48. DOI 10.15826/recon.2019.5.1.005.
24. Stanton J.L. Category management and buying skills seminar. Department of Food Marketing. Haub School of Business. Saint Joseph`s University, 2013.
25. The Partnering Group, Inc. and Category Management ECR. Best Practices Operating Committee, Category management Report – Enhancing consumer value in the grocery industry. The United States of America. Cincinnati, 1995.
Рецензия
Для цитирования:
Ильенкова К.М. Управление ассортиментной политикой компании: традиционный подход и категорийный менеджмент. Экономическая наука современной России. 2019;(4):136-152. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-4(87)-136-152
For citation:
Ilyenkova K.M. Management of the Company Product Policies: Traditional Retail and Category Management. Economics of Contemporary Russia. 2019;(4):136-152. (In Russ.) https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-4(87)-136-152