Preview

Экономическая наука современной России

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Управление ассортиментной политикой компании: традиционный подход и категорийный менеджмент

https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-4(87)-136-152

Полный текст:

Аннотация

Цель данной работы заключается в проведении сравнительного анализа существующих подходов к управлению ассортиментной политикой компании (традиционный подход и категорийный менеджмент), определении их основных отличий, выявлении преимуществ и недостатков, а также степени распространения каждого. В статье даются краткое описание и определения понятий, связанных с существующими подходами к управлению ассортиментной политикой компании. На основании 17 критериев дается сравнительный анализ подходов, позволяющий выявить их основные отличия. По результатам опроса 18 категорийных менеджеров из торговых сетей УрФО выявлено, что в настоящее время в торговых сетях УрФО активно внедряется категорийный менеджмент, постепенно замещая собой традиционный подход. Однако в чистом виде торговые сети УрФО не применяют ни традиционного подхода, ни категорийного менеджмента, что демонстрирует преобладание смешанных форм управления ассортиментной политикой торговых сетей. При этом степень распространения данных подходов в различных торговых сетях существенно различается. Проведенное нами исследование позволило выявить большой потенциал для дальнейшего развития и роста торговых сетей УрФО, что позволит им получить более высокие финансовые результаты от торговой деятельности.

Об авторе

Каролина Михайловна Ильенкова
Уральский государственный экономический университет, ООО «Зоолэнд», Екатеринбург
Россия

аспирант, Уральский государственный экономический университет; руководитель департамента закупок, категорийного менеджмента и маркетинга, ООО «Зоолэнд»



Список литературы

1. Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2005.

2. Безрукова Е . Л., Шохирева Е . Г. Тенденции развития категорийного менеджмента в мировой экономике // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 2 (62).

3. Буянова Е., Давыдов Н., Кельбах Л., Левочкина Л., Масайло О., Орлов А., Рагузин Е., Савушкина О., Тоноян А. Категорийный менеджмент. Теория и практика в России. Комитет по управлению спросом. Копирайт ECR-Rus, 2007–2008. 47 с.

4. Иванов А. Г., Юлдашева О. У. Маркетинг взаимоотношений и управление потенциалом покупателя на рынках В2В: монография. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. 139 с.

5. Ильенкова К. М. Внедрение категорийного менеджмента в традиционной рознице // Вестник Московского Университета. Сер. 6. Экономика. 2018. № 3. С. 124–145.

6. Ильенкова К. М. Основные этапы реализации категорийного менеджмента в торговых компаниях // Вестник Плеханова. 2018. № 6. С. 130–142. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-6-130-142.

7. Ильенкова К. М. Особенности и основные проблемы внедрения категорийного менеджмента в России // Вестник Института экономики РАН . 2019. № 2. С. 151–164. DOI: 10.24411/2073-6487-2019-10024.

8. Киселев В. М., Николаева М. А. Категорийный менеджмент: учеб. пособие. М.: НОРМА: НИЦ ИНФРА -М, 2013. 208 с.

9. Клейнер Г. Б. Системная парадигма и системный менеджмент // Российский журнал менеджмента. 2008. Т. 6. № 3. C. 27–50.

10. Кущ С. П. Отношенческие аспекты современной теории промышленного маркетинга // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2006. № 2(10). С. 71–78.

11. Попенкова Д. К. Эволюция категорийного менеджмента // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. Декабрь. № 11 (42). С. 77–79.

12. Попов Е . В., Балакирев С. В. Маркетинговое управление продукцией на основе ассортиментной матрицы: Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН , 2010. 59 с.

13. Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. СПб.: Питер, 2007. 416 с.

14. Сысоева С., Бузукова Е. Категорийный менеджмент: управление ассортиментом в рознице. СПб.: Питер, 2015. 400 с.

15. Третьяк О. А. Эволюция маркетинга: этапы, приоритеты, концептуальная база, доминирующая логика // Российский журнал менеджмента. 2006. Т. 4. № 2. С. 129–144.

16. AC Nielsen. Category management: Positioning Your Organization to Win. Chicago: American Marketing Association and NTC Business Book, 1992. 175 p.

17. Carr C., Coy S. Effective day-to-day category management, BearingPoint, Management and Technology, 2011. URL: www.bearingpoint.com.

18. Dussart C. Category management: Strengths. Limits and developments // European Management Journal. 1998. № 16 (1). P. 50–62.

19. Europe ECR. Category Management Best Practices Report. ECR Europe, 1997. 73 P.

20. IDDA. Dairy case category management: A new way to build dairy case business. In: Cooperation with Borden, Inc. and Kraft USA, 1993.

21. Jaervinen J. Category management and captainship in retail. Case: Baby food in Finland – Helsingin Kauppakorkeakoulu Helsinki school of Economics. Information Systems Science. 2010. 110 p.

22. Joseph L. The category management guidebook. N.Y.: Lebhar-Liedman,1996.

23. Ilyenkova K. M. Category management in Russian retail sphere (case of the Ural Federal District). RECONOMY, 2019, 5(1), 38–48. DOI 10.15826/recon.2019.5.1.005.

24. Stanton J.L. Category management and buying skills seminar. Department of Food Marketing. Haub School of Business. Saint Joseph`s University, 2013.

25. The Partnering Group, Inc. and Category Management ECR. Best Practices Operating Committee, Category management Report – Enhancing consumer value in the grocery industry. The United States of America. Cincinnati, 1995.


Для цитирования:


Ильенкова К.М. Управление ассортиментной политикой компании: традиционный подход и категорийный менеджмент. Экономическая наука современной России. 2019;(4):136-152. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-4(87)-136-152

For citation:


Ilyenkova K.M. Management of the Company Product Policies: Traditional Retail and Category Management. Economics of Contemporary Russia. 2019;(4):136-152. (In Russ.) https://doi.org/10.33293/1609-1442-2019-4(87)-136-152

Просмотров: 122


ISSN 1609-1442 (Print)
ISSN 2618-8996 (Online)