Preview

Экономическая наука современной России

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 1 (2017)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

7-21 69
Аннотация
В статье на основе обобщения научных предвидений ученых ХХ в. рассмотрены цивилизационные волны в истории развития человечества, определена экономическая основа их становления, развития и смены, которые выражаются в формировании, развитии и смене технологических укладов, технологических революций, приводящих к изменению парадигм управления общественным хозяйством, к формированию и смене системных центров накопления капитала, формированию и развитию мирохозяйственных укладов и их перемещению в разные регионы мира. Показано, что все эти изменения приводят к циклическим колебаниям в мировой экономике, которые описываются теорией «больших циклов экономической конъюнктуры» Н.Д. Кондратьева. Закономерности К-циклов позволяют правильно оценивать происходящие глубинные процессы в мировой экономике, предвидеть (прогнозировать) возможные варианты их развития. В связи с этим проанализированы основные тенденции, проблемы и возможные альтернативы развития мировой экономики. Предложен и аргументирован тезис о том, что в настоящее время происходит переход от американского к азиатскому СЦНК, что неизбежно приведет в середине ХХ! в. к переходу центра экономического развития с Запада на Восток (экономическому преобладанию Востока над Западом). Сделан вывод о том, что мир стоит на пороге смены монополистического МХУ, или мира по-американски - Pax Americana, интегральным мирохозяйственным укладом, базирующимся на основе этики цивилизаций Востока. Главным противоречием современности выступает противоборство между защитниками отжившей свое индустриальной цивилизации в лице совокупного Запада и сторонниками идущего ей на смену информационного общества, олицетворением которого выступают страны Востока.
22-40 67
Аннотация
В экономической науке до сих пор не сложилось общепринятого понимания природы нетипичных форм организации хозяйственной деятельности, к которым мы относим гибридные и сетевые структуры. Статья направлена на поиск путей решения этой проблемы. Выделены три подхода к анализу природы гибридных структур, и дано их описание. Показан разный онтологический статус понятия «гибрид» в рамках каждого подхода. Предложена классификация гибридов по критерию состава механизма управления взаимодействиями. Предложено понятие «метафирма» для обобщения разных видов предпринимательских структур. Составлен перечень критериев, позволяющих отличить гибрид от метафирмы. Показано, что работа в составе метафирмы позволяет фирме повысить устойчивость своей деятельности и снизить неопределенность внешней среды. Предложен алгоритм формирования метафирмы.
40-60 41
Аннотация
В статье раскрываются понятие коллективного предприятия (самоуправляемой фирмы) и принципы функционирования таких фирм. Рассмотрены аргументы сторонников и противников коллективного хозяйствования. Показано, что на коллективных предприятиях преодолеваются такие проблемы управления, как дисбаланс интересов различных участников хозяйственной деятельности и авторитаризм на микроэкономическом уровне, также к участию в управлении производством широко привлекаются работники предприятия. При этом главной особенностью коллективного предприятия является не только участие работников в капитале фирмы, но и реальная экономическая власть трудового коллектива, что требует формирования качественно иной культуры корпоративного управления, нацеленной на широкое вовлечение работников в управленческие и хозяйственные процессы.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

61-74 32
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические предпосылки и практические направления развития и реализации транспортно-транзитного потенциала (ТТП) России на основе института государственно-частного партнерства (ГЧП), который необходимо рассматривать в широком понимании, как и все иные возможные способы взаимодействия государства и бизнеса. Доказано, что в целях повышения и эффективного использования доходов от экспорта транспортно-транзитных услуг требуется создание крупной государственно-частной транспортной компании, способной составить конкуренцию глобальным морским контейнерным сервисам на маршруте Азия - Европа.
75-92 32
Аннотация
Изложены основы применения «ценометрического» анализа для долгосрочного и сверхдолгосрочного прогноза стоимости высокотехнологичной материальной продукции, представлены типовая методика, формулы и графики расчетов. Предложена формализация ценового критерия «дорого/дешево». Результаты базируются на эконометрическом анализе 100-летнего ретромассива из сотен сообщений о ценах. Выявлены важные особенности изменения цен во времени, такие как непрерывный рост, стабильность темпа, не зависящего от политической и экономической обстановки. Описан кластерный, разноскоростной характер роста цен для схожей продукции двух сегрегированных групп стран: развитых (стран «золотого миллиарда») и развивающихся («периферийных» стран мировой экономики). 1933 г. определен как наиболее вероятная точка начала раздвоения темпов роста стоимости схожей промышленной продукции. Приведены отдельные прогнозные заключения по поставкам военной и гражданской продукции. Дополнительно такой подход рассмотрен в качестве гипотетического планово-рыночного инструмента модернизации оптимального ценообразования в высокотехнологичных отраслях промышленности. Даны разъяснения и рекомендации по внедрению, обоснованы преимущества этого инструмента.
92-103 77
Аннотация
Статья посвящена проблемам развития глобальных цепочек стоимости в рамках региональных экономических объединений и возможностям использования успешного опыта в рамках евразийской интеграции. Развитие производственных цепочек во внутрирегиональной торговле возможно при открытости интеграционной группировки международному рынку и прямым иностранным инвестициям, вложений в создание и развитие систем транспортировки, а также готовности к последовательному устранению тарифных и таможенных ограничений. С использованием ключевых внешнеэкономических показателей, а также данных по торговле в терминах добавленной стоимости Trade in Value-Added (TiVA), подготавливаемых такими международными организациями, как ОЭСР, ВТО и ЮНКТАД, раскрывается связь между торговой политикой и вовлеченностью стран в глобальные цепочки стоимости. Авторы описывают, какими возможностями для развития производственных цепочек располагает Евразийский экономический союз и какие препятствия этому существуют. Для анализа уровня открытости экономики России внешнему рынку и оценки вовлеченности в глобальные цепочки стоимости также применялись показатели эластичности экспорта и импорта. Авторы описывают отрасли стран ЕАЭС, которые относительно успешно вовлечены в глобальный процесс фрагментации производства. В результате проведенного анализа авторы выделили основные направления совершенствования внешнеэкономического регулирования стран ЕАЭС для их активного включения в глобальные цепочки стоимости при сохранении приоритетов в области экономической интеграции. Среди них - развитие системы налогообложения, координация макроэкономической и торговой политики, устранение нетарифных ограничений между странами-участницами. Совершенствование таможенного регулирования невозможно без принятия таможенного кодекса Евразийского экономического союза, который будет регулировать вопросы оформления и контроля ввозимых на единую таможенную территорию товаров. Для активного развития внутрирегиональных производственных связей необходимо технологическое разделение труда по основным фазам создания продукта, чтобы, в свою очередь, снизить сырьевую специализацию во взаимной торговле.
104-116 58
Аннотация
Существенные изменения в экономических, социальных и научно-технических условиях деятельности транспортных предприятий предъявляют новые требования к управлению транспортными системами. Повышение надежности функционирования транспортной системы должно обеспечивать возможность адаптации ее к внешним условиям, эффективную и устойчивую работу железнодорожного транспорта. Реализация на железнодорожном транспорте структурной реформы поставила перед ОАО «РЖД» новые задачи. В условиях всеобщей глобализации экономики нужно шире использовать положительный опыт стран с развитой рыночной экономикой, адаптируя его к российским условиям. Необходима разработка современных методологических подходов к реструктуризации предприятий железнодорожного транспорта с целью повышения эффективности управления финансами, которые позволяют хозяйствующим субъектам рынка транспортных услуг снижать издержки, планировать эффективное движение денежных потоков, осуществлять инвестиции и обеспечивать конкурентоспособность в условиях рыночных отношений. Одними из характеристик сегодняшних условий хозяйствования являются сохраняющаяся неопределенность развитии экономики страны, меняющаяся конъюнктура рынка транспортных услуг и усиление конкурентной борьбы между видами транспорта. Поэтому проблема повышения эффективности управления предприятиями железнодорожного транспорта стоит особенно остро. В статье применен системный подход1 к определению места платежных балансов в действующей системе финансового менеджмента ОАО «РЖД» и приведены предложения для их усовершенствования при осуществлении деятельности холдинга.
116-128 24
Аннотация
Современная мировая экономическая система переходит от индустриального к постиндустриальному способу производства. Такие изменения знаменуют формирование нового технологического уклада с лидирующими отраслями, ориентированными на высокие наукоемкие технологии. Главным фактором конкурентоспособности в национальном масштабе становится способность экономических агентов к интеграции и координации совместных действий для снижения уровня неопределенности, эффективного обмена ресурсами, информацией как основы для внедрения технологических, продуктовых, организационных улучшений. В таких условиях традиционные формы организации замещаются сетевыми формами - как наиболее эффективными и адаптивными. Развитие межфирменных отношений, увеличение числа и разнообразия форм сетевых организаций требуют поиска и оценки факторов, влияющих на этот процесс. Важнейшей формой сетевой организации бизнеса являются промышленные кластеры. Их формирование связывают с процессами интеграции производственных и иных организаций в рамках единой территории для получения эффективной промышленной структуры экономики. Объединенные в кластер производственные предприятия и другие организации занимают устойчивое положение в условиях волатильной рыночной конъюнктуры за счет гибкой кластерной структуры, синергетического эффекта, экономии на трансакционных издержках, эффективного обмена знаниями и информацией. В статье рассматриваются условия формирования и эффективного функционирования кластерных структур. Особое внимание уделяется внешним факторам успешного развития, формированию рамочных условий развития кластеров. На основе данных международной статистики по развитию кластерных структур в разных странах мира и с использованием инструментария статистических исследований показана зависимость между развитием кластерных структур и способствующих этому рядом внешних условий. На основе полученных результатов даются рекомендации по развитию кластеров.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ЗАМЕТКИ И ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ

ЮБИЛЕИ

ПАМЯТИ НАШИХ КОЛЛЕГ



ISSN 1609-1442 (Print)
ISSN 2618-8996 (Online)