Preview

Экономическая наука современной России

Расширенный поиск

Стратегия информационного взаимодействия научной организации с внешней средой

https://doi.org/10.33293/1609-1442-2023-4(103)-51-66

EDN: XAQSUN

Аннотация

В статье рассматриваются каналы информирования о результатах научных достижений ученого. Его цель – ​инициировать процессы для развития научного института и его сотрудников-исследователей за счет улучшения коммуникаций с внешней средой. Исследование построено на анализе специфики деятельности научной организации экономического профиля. Среди ключевых составляющих этого – ​отсутствие конкуренции между научными организациями в классическом виде, принцип свободного распространения научного знания и другие. Автор выделяет четыре направления, в которых может осуществляться коммуникация. Кроме непосредственно научной среды, это также образовательная сфера, бизнес и информирование общества в целом. Каждое из данных направлений имеет свою особенность в самих коммуникационных каналов и по характеру транслируемой информации, по виду посредников, которые обеспечивают распространение информации. Одним из ключевых является понятие научного продукта – ​преобразованного результата НИР, доступного для потребления различными целевыми аудиториями. Нами предложен ряд долгосрочных решений, направленных на формирование в рамках научной организации специализированных инструментов и методов для продвижения ее результатов с целью повышения информированности в научной среде, а также для развития в прочих областях коммуникаций. Данные подходы могут быть реализованы несколькими путями: за счет совмещения стратегии научной организации со стратегиями ее ключевых сотрудников, создания специализированных подразделений, направленных на предоставление помощи, направленной на распространение информации о достижениях своих сотрудников, активизации внешних коммуникаций и пр. Одним из основных направлений деятельности для экономической сферы можно выделить создание центров компетенций и центров трансфера технологий.

Об авторе

Александр Анатольевич Кобылко
Центральный экономико-математический институт РАН, Государственный академический университет гуманитарных наук, Москва
Россия

кандидат экономических наук



Список литературы

1. Агеева Е. П., Дырдонова А. Н. (2014). Проблема трансфера технологий // Вестник Казанского технологического университета. Т. 17. Вып. 13. С. 379–382.

2. Завьялова Е. А., Качалов Р. М., Ставчиков А. И. (2015). Формирование стратегии маркетинга научной продукции гуманитарного профиля / Стратегическое планирование и развития предприятий // Материалы Шестнадцатого всероссийского симпозиума. Секция 5. М.: ЦЭМИ РАН. С. 58–61.

3. Качалов Р. М., Кобылко А. А. (2016). Роль маркетинга научной продукции в эволюции исследовательской организации экономического профиля // Новые исследования в гетеродоксальной экономике: российский вклад / Отв. ред. В. И. Маевский, С. Г. Кирдина. M.: ИЭ РАН. С. 424–441.

4. Клейнер Г. Б., Рыбачук М. А. (2017). Системная сбалансированность экономики. М.: Издательский дом «Научная библиотека». 320 с.

5. Коблова Ю. А. (2011). Коммерциализация науки и ее последствия // Наука и общество. № 3. С. 147–152.

6. Кобылко А. А. (2017). К вопросу о коммерциализации результатов научной деятельности // Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства: материалы научной интернет-конференции. Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН. С. 32–40.

7. Кулагин А. С., Клеева Л. П. (2023). Оценка научно-технологического потенциала исследовательских организаций // Экономика науки. Т. 9. № 2. С. 20–30. DOI: 10.22394/2410-132X‑2023-9-2-20-30

8. Макаров В. Л. (2003). Экономика знаний: уроки для России // Экономика и жизнь. № 5. С. 5–30.

9. Макаров В. Л. (2013). Наука не может быть эффективной // Прямые инвестиции. № 5. С. 21–23.

10. Паринов С. И. (2023). Микроуровень процессов экономической координации // Вопросы экономики. № 2. С. 127–144. DOI: 10.32609/0042-8736-2023-2-127-144

11. Перепечко Л. Н. (2017). Управление интеллектуальной собственностью государственных научно-исследовательских институтов: теоретико-методологические и организационные аспекты: монография. Новосибирск: Издательство ЦРНС. 176 с.

12. Петровский В. П. (2011а). Бренд научного учреждения как измеритель стоимости научно-технической продукции // Экономический анализ: теория и практика. № 36. С. 41–51.

13. Петровский В. П. (2011б). Управление нематериальными активами в учреждениях РАН. М.: ОИВТ РАН. 107 c.

14. Полтерович В. М. (2023). Догоняющее развитие в условиях санкций: стратегия позитивного сотрудничества // Terra Economicus. № 3. С. 6–16. DOI: 10.18522/2073-6606-2023-21-3-6-16

15. Полтерович В. М. (2016). Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. № 5. С. 34–56.

16. Рыхторова А. Е. (2022). «Нужны ли мы нам?»: научные социальные сети и CRIS в контексте репрезентации ученого и полноты информации о научных исследованиях // Вестник культуры и искусств. № 3. С. 24–32.

17. Пособие по общественным связям в науке и технологиях (2018). Под ред. М. Букки и Б. Тренча. Пер. с англ. М.: Альпина нонфикшн. 384 с.

18. Акоев М. А., Маркусова В. А., Москалева О.В., Писляков В. В. (2014). Руководство по наукометрии: индикаторы развития науки и технологии: монография; под. ред. М. А. Акоева. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та. 250 с.

19. Рыбачук М. А. (2020). Системный подход к гармонизации страновой модели инновационного развития // Экономическая наука современной России. № 2 (89). С. 68–83. DOI: 10.33293/1609-1442-2020-2(89)-68-83

20. Салицкая Е. А. (2018). Подходы к формированию системы трансфера технологий в России // Управление наукой и наукометрия. № 4. С. 6–23.

21. Самоволева С. А. (2023). Проблемы регулирования абсорбции знаний в России // Управление наукой: теория и практика. № 3. С. 98–116. DOI: 10.19181/smtp.2023.5.3.8

22. Теребова С. В. (2015). Роль трансфера и коммерциализации научных разработок в инновационном развитии территорий // Проблемы развития территории. № 6. С. 7–28.

23. Теребова С. В. Волкова Л. А. (2011). Принципы и практика функционирования зарубежных центров трансфера технологий // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. № 1. С. 101–107.

24. Тюрина В. Ю., Ипполитова А. А. (2015) Маркетинговая стратегия как фактор развития трансфера и коммерциализации инновационных технологий // Известия Саратовского ун-та. Новая Серия. Серия. Экономика. Управление. Право. Т. 15. Вып. 2. С. 161–165.

25. Усков В. С., Бушманова А. С. (2015). Тенденции развития и направления совершенствования маркетинговой деятельности в научном институте // Вопросы территориального развития. № 3. С. 1–11.

26. Фролов И. Э. (2015). Проблемы капитализации российской науки: продуктивность, результативность, эффективность // Проблемы прогнозирования. № 3. С. 3–20.

27. Цуканова О. А., Шашкова Е. В. (2013). Особенности коммерциализации научно-технической продукции в России // Современные проблемы науки и образования. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9026

28. Чмышенко Е. Г., Медведев Т. П. (2012). Выбор потребителя научно-технической продукции на основе концепции маркетинга // Вестник Оренбургского государственного университета (ОГУ). № 1. С. 136–140.

29. Шарапова Т. В., Бакша Н. В. (2016). Некоторые аспекты коммерциализации результатов научных прикладных исследований и разработок в Российской Федерации // Креативная экономика. Т. 10. № 7. С. 691–704. DOI: 10.18334/ce.10.7.35601

30. Cohen W. M., Nelson R. R. Walsh J. P. (2002). Links and Impacts: The Influence of Public Researcher on Industrial R&D. Management Science, no. 48, pp. 183–216.

31. Etzkowitz H. (2008). The triple helix: University-industry-government innovation in action. New York, Routledge, 164 p.

32. Etzkowitz H., Leydesdorff L. (1995). The triple helix of university industry-government relations: A laboratory for knowledge-based economic development. EASST Review, vol. 14, no. 1, pp. 14–19.

33. Link A. N., Siegel D. S., Bozeman B. (2007). An Empirical Analysis of the Propensity of Academics to Engage in Informal University Technology Transfer. Industrial and Corporate Change, vol. 16, no. 4, pp. 641–655.

34. Perkmann M., Tartari V., et al. (2013). Academic Engagement and Commercialization: A Review of the Literature on University-Industry Relations. Research Policy, vol. 42, iss. 2, March, pp. 423–442.

35. Rothwell R. (1994). Towards the Fifth-generation Innovation Process. International Marketing Review, vol. 11, iss. 1, pp. 7–31.


Рецензия

Для цитирования:


Кобылко А.А. Стратегия информационного взаимодействия научной организации с внешней средой. Экономическая наука современной России. 2023;(4):51-66. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2023-4(103)-51-66. EDN: XAQSUN

For citation:


Kobylko A.A. Information Interaction Strategy of Scientific Organization with the Environment. Economics of Contemporary Russia. 2023;(4):51-66. (In Russ.) https://doi.org/10.33293/1609-1442-2023-4(103)-51-66. EDN: XAQSUN

Просмотров: 430


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1609-1442 (Print)
ISSN 2618-8996 (Online)