Preview

Экономическая наука современной России

Расширенный поиск

Оценка роста производства и инфляции при стимулировании потребительского спроса

https://doi.org/10.33293/1609-1442-2020-2(89)-57-67

Полный текст:

Аннотация

Данная статья посвящена результатам модельного эксперимента, проведенного на межотраслевом уровне. Этот эксперимент имел целью получить количественные оценки роста валового внутреннего продукта, возникающего в результате возможной реализации государственной программы финансовой поддержки беднейших слоев населения. При этом учитывался и оценивался возможный рост инфляции. Экспериментальная модель построена на базе отчетных межотраслевых балансов 2003, 2014 и 2015 гг., включающих разделение используемой продукции на импортируемую и отечественную. В моделируемом процессе предполагались такие формы финансовой поддержки малоимущих граждан, которые первоначально приводят к увеличению спроса преимущественно (или даже исключительно) на отечественную продукцию. А затем (по мере того как в связи с возросшим спросом наращиваются объемы отечественного производства и, соответственно, увеличиваются доходы всех слоев населения) начинает возрастать спрос и на импортируемую продукцию. Одновременно с ростом потребления происходит также и рост инвестиций, обусловленный увеличением доходов предприятий и сохранением сложившихся межотраслевых связей и основных народнохозяйственных пропорций. Модельные расчеты, воспроизводящие описанный процесс, проводились по нескольким сценариям, предусматривающим вариации как структуры спонсируемого потребления, так и реакции потребителей и производителей на появление у них дополнительных доходов. При этом были рассмотрены наиболее реалистичные и предпочтительные (с экономической точки зрения) варианты. Основным итогом выполненной работы можно считать следующие ее результаты. Во-первых, в ходе проведенных экспериментов было установлено, что наибольший экономический эффект возникает в тех случаях, когда дополнительное финансирование спроса стимулирует рост отечественного производства, в первую очередь на предприятиях легкой и пищевой промышленности. И главное: можно применять такие способы стимулирования потребительского спроса, при которых возникающий рост валового внутреннего продукта существенно превышает затраты, понесенные государством.

 

Об авторе

Анатолий Константинович Пителин
ЦЭМИ РАН, Москва
Россия
к.э.н., ведущий научный сотрудник


Список литературы

1. Барабанова Т. А., Дудник А. В. (2016). Зарубежный опыт осуществления программ продовольственной помощи в развитых странах // Современное состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса: материалы международной научно-практической конференции (27–28 апреля 2016 г.). Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2016. 588 с.

2. Иванов В. Н., Суворов А. В. (2012). Задачи снижения уровня бедности населения и стимулирования потребительского спроса в российской экономике // Проблемы прогнозирования. № 4. С. 100–117.

3. Rossi P.H. (1998). Feeding the poor: Assessing federal food aid. Washington, AEI Press, p. 36.

4. Zandi M. (2008). A second quick boost from government could spark recovery (The edited excerpts of testimony he gave before the U. S. House Committee on Small Business on July 24, 2008). URL: https:www.economy.com/mark-zandi/documents/Small.


Рецензия

Для цитирования:


Пителин А.К. Оценка роста производства и инфляции при стимулировании потребительского спроса. Экономическая наука современной России. 2020;(2):57-67. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2020-2(89)-57-67

For citation:


Pitelin A.С. The Evaluation of Production Growth and Inflation under Stimulating the Consumer Demand. Economics of Contemporary Russia. 2020;(2):57-67. (In Russ.) https://doi.org/10.33293/1609-1442-2020-2(89)-57-67

Просмотров: 527


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1609-1442 (Print)
ISSN 2618-8996 (Online)