Об особенностях восприятия предпринимательства студентами вузов
https://doi.org/10.33293/1609-1442-2020-1(88)-127-142
Аннотация
На материалах опросов студенческой молодежи в двух университетах г. Воронежа (680 респондентов) отклонена гипотеза о том, что студенты в согласии с трактовкой предпринимательской деятельности в трудах Й. Шумпетера связывают предпринимательство с инновационной деятельностью. Установлено, что восприятие предпринимательства студентами в российской культурно-лингвистической среде отличается от шумпетерианского. Интерес студенчества к тому, чтобы в будущем заняться предпринимательством, не свидетельствует о его готовности к новаторству. Высокий предпринимательский потенциал учащейся молодежи сочетается с ее низкой готовностью к инновационному предпринимательству.
Выявлено, что у студенческой молодежи отсутствует целостная система взглядов и приоритетов в отношении карьеры. Преобладают личные интересы и мотивации, выражающиеся в их предпочтениях относительно места будущей работы, где главным условием названа возможность сочетать работу и личную жизнь, в их стремлении к финансовой безопасности, к материальному благополучию, к уклонению от трудностей. Работа предпочитается лишь интересная и творческая. Деловые наклонности слабы, они уступают личностным интересам. Трудолюбие как фактор успеха в будущей профессиональной карьере получило низкую оценку. Работа воспринимается только как источник доходов.
Одновременно проявился слабый общественный настрой: низкая оценка взаимопомощи и сотрудничества. Студенты не готовы брать на себя социальную ответственность, этот критерий выбора будущей деятельности они оценивают низко. Трудиться много и напряженно, даже если это принесет много пользы людям, студенты тоже не хотят. Превалирование не только личных интересов в противовес общественным, но одновременно личностных интересов в противовес профессиональным противодействует тому, что в ближайшей перспективе студенты окажутся готовы к инновационному предпринимательству, требующему приоритета деловых и профессиональных интересов. Низкий интерес к продолжению семейного дела отражает стремление молодежи к самостоятельности, к индивидуальному выбору пути. Все это косвенно свидетельствует об отходе от традиционных ценностей, которые принято считать характерными для русской культуры в прошлом, – о росте индивидуализма.
Ключевые слова
Journal of Economic Literature (JEL): Z13; J24; D01
Об авторах
Наталья Анатольевна ВинокуроваРоссия
Старший научный сотрудник лаборатории механизмов финансово-промышленной интеграции. SPIN-код 4496-6003
Николай Михайлович Светлов
ФГБУН Центральный экономико-математический институт РАН, Москва
Россия
Ведущий научный сотрудник лаборатории механизмов финансово-промышленной интеграции. SPIN-код 3778-8224.
Список литературы
1. Аврорин В. А. Проблемы изучения функциональной стороны языка (К вопросу о предмете социолингвистики) / АН СССР, Ин-т языкознания. Ленинград: Наука. Ленингр. отделение, 1975. 276 с. [Avrorin V. A. (1975). Problems of studying the functional side of language (On the question of the subject of sociolinguistics). Leningrad: Nauka, 276 p. (in Russian).]
2. Ашмарин И., Степанова Г. Студенческая молодежь на пороге инновационной деятельности // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования / отв. ред. М. С. Киселева. М.: Институт философии РАН, 2009. С. 89–109. [Ashmarin I., Stepanova G. (2009). The student youth at the threshold of innovation activtiy // Chelovek vchera i segodnya: mezhdistsiplinarnye issledovaniya [A human yesterday and today: cross-disciplinary studies]. M. S. Kiseleva, ed. Moscow, Institut filosofii RAN [Institute of Philosophy RAS], pp. 89–109 (in Russian).]
3. Баринова В. А., Земцов С. П., Царева Ю. В. Предпринимательство и институты: есть ли связь на региональном уровне в России? // Вопросы экономики. 2018. № 6. С. 92–116. [Barinova V. A., Zemtsov S. P., Tsareva Yu.V. (2018). Entrepreneurship and institutions: Does the relationship exist at the regional level in Russia? Voprosy Ekonomiki, no. 6, pp. 92–116 (in Russian).]
4. Винокурова Н. Молодежь в науке: мотивации, взгляды, жизненные стратегии // Народонаселение. 2016. № 4. С. 113–123. [Vinokurova N. (2016). Youth in science: motivations, views, life strategies. Narodonaselenie, no. 4, pp. 113–123 (in Russian).]
5. Винокурова Н. А., Гудович И. С., Баклыков А. С. Молодежь как стратегический ресурс будущего развития: ценностные ориентации, планы, мечты // Современная экономика: проблемы и решения. 2017. № 9. С. 14–31. [Vinokurova N. A., Gudovich I. S., Baklykov A. S. (2017). Young people as a strategic resource of future development: value orientations, plans, dreams. Sovremennaya Ekonomika: Problemy i Resheniya, no. 9, pp. 14–31 (in Russian).]
6. Глазьев С. Ю., Дементьев В. Е. Становление нового технологического уклада в российской экономике // Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике / под ред. С. Ю. Глазьева и В. В. Харитонова. М.: Тровант, 2009. [Glaz'ev S. Yu., Dement'ev V.E. (2009). The formation of a new technological paradigm in the Russian economy. Nanotechnology as a Key Factor of a New Technological Paradigm in the Economy. S.Yu. Glaz’ev, V. V. Kharitonov, eds. Moscow, Trovant (in Russian).]. URL: http://www.cemi.rssi.ru/publication/e-publishing/dementiev/NanoCh5-2009.pdf.
7. Гоголев М. Русский коллективизм? // Литературная Россия. 2006. № 19. [Gogolev M. (2006). Russian collectivism? Literaturnaya Rossiya, no. 19 (in Russian).]
8. Каллиома Л. Молодежь предпочитает госслужбу // Российская бизнес-газета. 2009. № 696. [Kallioma L. (2009). Youth prefers state service. Rossiyskaya biznes-gazeta [Russian Business Newspaper], no. 696 (in Russian).] URL: https://rg.ru/2009/04/07/molodezh-rabota.html.
9. Ларченко В. Предпринимательский потенциал молодежи Хабаровского края. Социологическое измерение // Вестник ТОГУ. 2017. № 1 (44). С. 171–178. [Larchenko V. (2017). The entrepreneurial potential of the youth in Khabarovsky krai. Sociological dimension. Vestnik TOGU, no. 1 (44), pp. 171–178 (in Russian).]
10. Молодёжь и предпринимательство: проблемы теории и практики. Материалы III Межвузовской научно-практической студенческой конференции. Нижний Новгород: Институт экономики и предпринимательства, 2015. [Youth and entrepreneurship (2015): problems of theory and practice. Proceedings of the 3rd International scientific and practical students' conference. Nizhniy Novgorod, Institute of economy and entrepreneurship (in Russian).]. URL: http://www.iee.unn.ru/wp-content/uploads/sites/9/2014/11/111.pdf.
11. Молодёжь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты: аналитический доклад. М.: Институт социологии РАН, 2007. [Youth of renewed Russia (2007): live pattern and values. Moscow, Institute of Sociology RAS (in Russian).]. URL: https://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html.
12. Нечай Е. Предпринимательство в жизненных планах студента: перспективы и противоречия. 2017. [Nechay E. (2017). Entrepreneurship in the student’s life plans: Prospects and contradictions (in Russian).]. URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/46855.
13. Оя Е. Дело молодое: начинающие российские предприниматели выбирают сферу торговли и услуг // Russia Today. 2018. 14 февраля. [Oya E. (2018). Their youth business: Novice Russian entrepreneurs opt for the spheres of merchantry and services. Russia Today (in Russian).]. URL: https://russian.rt.com/russia/article/481083-molodyozhnoe-predprinimatelstvo.
14. Полтерович В. М. Гипотеза об инновационной паузе и стратегия модернизации // Вопросы экономики. 2009. № 6. С. 4–22. [Polterovich V. M. (2009). The hypothesis on innovation pause and the strategy of modernization. Voprosy Ekonomiki, no. 6, pp. 4–22 (in Russian).]
15. Романова С., Носырев И. В России зафиксирована нехватка профессионалов // РБК. 2018. № 164. [Romanova S., Nosyrev I. (2018). A lack of professionals is detected in Russia. RBK [RBC newspaper], no. 164 (in Russian).]. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/09/25/.
16. Сикорский Б. Ф. Н. А. Бердяев о роли национального характера в судьбах России // Социально-политический журнал. 1993. № 9–10. C. 104. [Sikorskiy B. F. (1993). N. A. Berdyaev on the role of national character in the fate of Russia. Sotsial'no-Politicheskiy Zhurnal, no. 9–10, p. 104 (in Russian).]
17. Симхович В. А. Инновационная активность современной белорусской молодежи // XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 16–18 марта 2017 г., Екатеринбург. Екатеринбург: УрФУ, 2017. С. 905–916. [Simkhovich V. A. (2017). Innovation activity of Belarus youth nowadays. XX international conference in honor of Prof. L. N. Kogan: Culture, personality, society in the modern world: methodology and experience of empirical studies. Ekaterinburg: UrFU, pp. 905–916
18. (in Russian).]
19. Сорокин Д. О стратегии развития России // Вопросы экономики. 2010. № 8. С. 28–40. [Sorokin D. (2010). On the strategy of development of Russia. Voprosy Ekonomiki, no. 8, pp. 28–40 (in Russian).]
20. Типичная Вышка. Бюллетень Центра внутреннего мониторинга ВШЭ. 2017. № 2. С. 1–3. [A typical Vyshka (2017). A bulletin of the Centre for internal monitoring of HSE, no. 2, pp. 1–3 (in Russian).]
21. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее: пер. с англ. М.: Изд. дом «Классика-XXI», 2005. [Florida R. (2005) Creative class: The people that alter the Future. Moscow, Klassika-XXI publ. (in Russian; translated from English).]
22. Хайлбронер Р. Л. Философы от мира сего: великие экономические мыслители: их жизнь, эпоха и идеи / пер. с англ. И. Файбисовича. М.: КоЛибри, 2008. 430 с. [Heilbroner R. L. (2008). The worldly philosophers: The lives, times and ideas of the great economic thinkers. Translated by I. Faybisovich. Moscow: KoLibri, 2008. 430 p. (in Russian; translated from English).]
23. Черницов А., Артамонова Ю., Ионова А. Исследование уровня предпринимательского потенциала студентов вузов в условиях стратегии развития малого бизнеса в России // Фундаментальные исследования. 2017. № 10 (часть 3). С. 623–627. [Chernitsov A., Artamonova Yu., Ionova A. (2017). Investigation the level of enterprise capacity of university students in the development strategy of small business in Russia. Fundamental'nye Issledovaniya, no. 10, part 3, pp. 623–627 (in Russian).]
24. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 401 с. [Schumpeter J. (1982). Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung. Moscow, Progress. 401 p. (in Russian; translated from German).]
25. Acs Z. J., Desai S., Hessels J. Entrepreneurship, economic development and institutions // Small Business Economics. 2008. No. 3. P. 219–234.
26. Beugelsdijk S., Noorderhaven N. Entrepreneurial attitude and economic growth: A cross-section of 54 regions // The Annals of Regional Science. 2004. No. 38 (2). P. 199–218.
27. Papulova Z., Papula J. Entrepreneurship in the eyes of the young generation // Procedia Economics and Finance. 2015. No. 34. Р. 514–520.
28. Tabachnikova O., Vinokurova N. Youth and women entrepreneurship in contemporary Russia: Tendencies, challenges and prospects / Youth and Women Entrepreneurship in Challenging International (Global) Business Environment. Proceedings of the Ninth International Conference. Sofia: Bulgarian Association for Management Development and Entrepreneurship (BAMDE), 2019. P. 60–79.
Рецензия
Для цитирования:
Винокурова Н.А., Светлов Н.М. Об особенностях восприятия предпринимательства студентами вузов. Экономическая наука современной России. 2020;(1):127-142. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2020-1(88)-127-142
For citation:
Vinokurova N.A., Svetlov N.M. On the Specifics of Entrepreneurship Perception by University Students. Economics of Contemporary Russia. 2020;(1):127-142. (In Russ.) https://doi.org/10.33293/1609-1442-2020-1(88)-127-142