Preview

Экономическая наука современной России

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Долговременная конкурентоспособность компаний: основные вызовы

Полный текст:

Аннотация

Потеря своего положения на рынке ведущими мировыми компаниями, которые в течение длительного времени считались безусловными лидерами соответствующей отрасли и обладали значимыми корневыми компетенциями, свидетельствует о необходимости научного осмысления такого экономического феномена, как долговременная конкурентоспособность. Цель исследования состоит в определении причин, которые могут привести к потере конкурентоспособности компаний – лидеров своего поля рынка. Задачи исследования предполагают: 1) выявление критических состояний (точек вызова (перелома)), в результате наступления которых компания вынуждена переформатировать свою деятельность; 2) определение факторов, порождающих возникновение критических состояний. Проблема поддержания устойчивой конкурентоспособности находится на стыке управленческой и экономической наук, что требует сочетания методологии нескольких теорий: неоклассической экономической (теории конкуренции), фирмы (предпринимательской теории фирмы, теории организаций, стратегического менеджмента и маркетинга), новой институциональной (теории транcакционных издержек и экономической теории контрактов) и экономической социологии (теории социальных полей). В качестве методов исследования использованы метод case-study, структурный и сравнительный анализ. На основе анализа опыта 33 компаний (в том числе ТНК из США, Канады, Германии, Швеции, Китая, Южной Кореи, Японии) из пяти отраслей выявлены наиболее типичные точки перелома (вызова), определены и классифицированы внешние и внутренние факторы, порождающие возникновение критических состояний. Среди внутренних факторов выделены следующие виды кризисов: роста, смены руководства, реформирования, диверсификации, инвестиций, инноваций и репутации. Среди внешних – политические, технологические, экономические и природные факторы. Обоснован следующий вывод: потеря компанией своего положения в сложившейся иерархии поля рынка наступает в результате совместного воздействия внешних и внутренних факторов.

Об авторах

Ирина Павловна Комарова
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Москва
Россия
к.э.н., доцент, кафедра экономической теории



Владимир Леонидович Устюжанин
Центральный экономико-математический институт (ЦЭМИ) РАН, Москва
Россия

научный сотрудник, лаборатория механизмов финансово-промышленной  интеграции



Список литературы

1. Авдашева С.Б., Дементьев В.Е. Акционерные и неимущественные механизмы интеграции в российских бизнес-группах // Российский экономический журнал. 2000. № 1. С. 13–27.

2. Адизес И. Управление жизненным циклом корпораций. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

3. Арджирис К. Организационное научение. М.: ИНФРА-М, 2004.

4. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. М.: Дело, 2008.

5. Дементьев В.Е. Роль фирм разных размеров на отдельных фазах длинной волны // Экономика и математические методы. 2012. № 48 (4). С. 33–46.

6. Евсюков С.Г. Методика исследования ресурсного потенциала компании // Вестник университета (Государственный университет управления, М.: ГУУ). 2008. № 2 (12). С. 28–33.

7. Карлгаард Р. В здоровом бизнесе – здоровый дух. Как великие компании вырабатывают иммунитет к кризисам. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

8. Качалов Р.М. Динамика институциональной среды: риск нежелательных изменений экономических институтов // Потенциал и перспективы экономического развития России в условиях модернизации: монография / под ред. Г.Б. Клейнера, О.Ю. Мамедова, В.В. Сорокожердьева. М.: Современная экономика и право, 2012. Гл. 7. С. 188–205.

9. Келлер С., Прайс К. Больше, чем эффективность: Как самые успешные компании сохраняют лидерство на рынке: пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2014.

10. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004.

11. Кристенсен К.М. Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании: пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2015.

12. Лапицкая Л.В. Конкурентный анализ и маркетинговое исследование: соотношение понятий и аналитических процедур проведения // Научный журнал НИУ ИТМО. 2012. № 2. С. 247–254.

13. Полтерович В.М. Элементы теории реформ. М.: Экономика, 2007.

14. Прахалад С.К., Хамел Г. Ключевая компетенция корпорации // Вестн. СПбГУ. 2003. Вып. 3 (№ 24). С. 18–41.

15. Тамбовцев В.Л. Стратегическая теория фирмы: состояние и возможности развития // Российский журнал менеджмента. 2010. Т. 8. № 1. С. 5–40.

16. Хамел Г. Во главе революции. Как добиться успеха в турбулентные времена, превратив инновации в образ жизни. М.: BestBusinessBooks, 2007.

17. Argenti J. Corporate collapse: The causes and the symptoms. L.: McGraw-Hill, 1976.

18. Kotter J.P., Heskett J.L. Corporate culture and performance. N.Y.: Free Press, 1992.


Для цитирования:


Комарова И.П., Устюжанин В.Л. Долговременная конкурентоспособность компаний: основные вызовы. Экономическая наука современной России. 2018;(4):102-114.

For citation:


Komarova I.P., Ustyuzhanin V.L. Sustainable Competitiveness of Companies: It Is Difficult to Maintain, Easy to Lose. Economics of Contemporary Russia. 2018;(4):102-114. (In Russ.)

Просмотров: 53


ISSN 1609-1442 (Print)
ISSN 2618-8996 (Online)