Preview

Экономическая наука современной России

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Отечественный опыт определения понятия «семейное предпринимательство»

Полный текст:

Аннотация

В статье представлен аналитический обзор определений понятия «семейное предпринимательство» отечественных авторов. Изложены ключевые тенденции современных исследований института семейного предпринимательства, разработанные российскими учеными. Установлено, что значительная часть научных работ в сфере исследования современного отечественного семейного предпринимательства сосредоточена непосредственно на проблематике механизмов передачи семейного дела наследникам. Определено, что недостаток фундаментальных исследований отечественного семейного предпринимательства обусловлен естественной закрытостью российских семейных компаний. Также в качестве причины слабого развития теории отечественного семейного предпринимательства и исследований, посвященных определениям семейного предпринимательства, видится наличие значительных исторических разрывов, приводящих к утрате исторического и социального опыта ведения предпринимательской деятельности. На основе исследования феномена семейного предпринимательства сделан вывод о том, что его развитие зависит от координированных действий владельцев семейных фирм, государства и ученых. Выдвинута гипотеза о том, что перед российскими семейными предприятиями сегодня стоит задача достичь критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства (среднесписочная численность работников, балансовая стоимость активов и др.). Определена сущность семейного предпринимательства; она состоит в многообразии форм предпринимательской деятельности близких родственников на основе их семейного капитала. Установлено, что определенная структура может быть отнесена к субъекту семейного предпринимательств при сохранении в ее рамках следующих фундаментальных составляющих: семейная собственность, преемственность поколений и семейное управление. Определено, что для разработки единого, системного понятия института «семейное предпринимательство» необходимо законодательное закрепление факта его функционирования на территории Российской Федерации.

Об авторе

Ксения Михайловна Потий
Южного федерального университета, Ростов-на-Дону
Россия

аспирант кафедры экономической теории



Список литературы

1. Барбашин И.В., Федотовская Т.А., Титов С.Н. Социальные функции семейного предпринимательства в современной России: сущность и формы семейного предпринимательства. Корпоративная социальная ответственность в современной России: теория и практика // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. № 26 (278).

2. Бархатова Н.М. Семейный бизнес и семьи в бизнесе // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. 1999. № 2. С. 127–150.

3. Волков Д.А. Стадии и жизненные циклы развития семейного бизнеса // Российское предпринимательство. 2011. № 2. С. 11–16.

4. Гаджимурадова Л.А. Проблемы и перспективы развития семейного бизнеса // Вопросы структуризации экономики. 2013. № 4. С. 350–351.

5. Жук А.А., Потий К.М. Феномен семейного предпринимательства в современной экономической теории // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 19. URL: https://creativeconomy. ru/lib/38321 (дата обращения: 25.10.2017).

6. Ким В.М.-С. Активизация процессов внутриотраслевой интеграции как фактор привлечения инвестиций в экономику России: дис. ... канд. экон. наук. М., 2005.

7. Киренкина Э.С. К вопросу об определении понятия «семейное предприятие» // Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского. 2010. № 12. С. 7–10.

8. Лепетикова И.Ю. Семья как основа семейного предпринимательства: правовые аспекты // Научно-практическая конференция. 24 апреля 2015 г. Т. 1. C. 165–169.

9. Митрофанова И.В. Есть ли у семейного предпринимательства будущее? // Конференция «Традиции и опыт российского предпринимательства: История и современность». Волгоград: ВГУ, 1997. URL: http://www.lex.uz/ (дата обращения: 20.06.2017).

10. Мурзина Ю.С. Факторы, препятствующие развитию семейного бизнеса в России, и эффективные инструменты их регулирования // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 15. С. 2335–2354.

11. Плотникова И.А. Институциональное развитие семейных предприятий в сфере малого бизнеса (на примере Пензенской области): дис. … канд. соц. наук. Пенза, 2015.

12. Потий К.М. Преимущества семейного предпринимательства в экономической жизни современного общества // Экономика и управление. 2017а. № 3 (137). С. 85–88.

13. Потий К.М. Совершенствование конкурентной среды экономических субъектов с точки зрения семейного предпринимательства // Международная научно-практическая конференция «Наука сегодня: фундаментальные и прикладные исследования» (27 сентября 2017 г.). Вологда, 2017б. С. 111–112.

14. Русакова З.К., Лаврентьева И.В. Семейный бизнес и развитие репродуктивной экономики // Российское предпринимательство. 2011. № 1. С. 10–15.

15. Савина Т.Н., Щанкина Т.В. Развитие семейного предпринимательства как способ борьбы с бедностью // Консенсус. 2014. № 11. С. 1–6. URL: http://kontentus.ru/wp-content/uploads/2014/11/ %D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0% BD%D0%B0%D0%A9%D0%B0%D0%BD%D 0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0.pdf.

16. Салиенко Н.В., Кочетков Ю.В. Новое поколение российских предпринимателей: семейный аспект // Вест. Тамбов. ун-та. 2012. № 7 (111). С. 138–142.

17. Шипицына К.С. Перспективы и проблемы семейного предпринимательства: российская реальность // Фундаментальные исследования. 2015. № 8. С. 633–635.

18. Brundin E. Beyond facts and figures: The role of emotions in boardroom dynamics // Corporate Governance. 2008. № 16 (4). P. 326– 341.

19. Chua J.H., Chrisman J.J., Sharma P. Defining the family business by behavior // Entrepreneurship Theory and Practice. 1999. № 23 (4). Р. 19–39.

20. Gomez-Mejia L.R. Socioemotional Wealth and business risks in familycontrolled firms: Evidence from Spanish Olive Oil Mill, 2007.

21. Goss D. Enterprise ritual: A theory of entrepreneurial emotion and exchange // British Journal of Management. 2007. № 18. Р. 1–18.

22. Pachulia G., Henderson L. The relationship between emotional intelligence and entrepreneurial orientation. Unpublished Master Thesis within Business Administration: Entrepreneurship. Joenkoeping University, 2009.

23. Pieper T.M. Mechanisms to assure long-term family business survival: A study of the dynamics of cohesion in multigenerational family business families. Frankfurt-am-Main: Peter Lang, 2007.


Для цитирования:


Потий К.М. Отечественный опыт определения понятия «семейное предпринимательство». Экономическая наука современной России. 2018;(2):24-34.

For citation:


Potiy K.M. Home experience concept of definition “family entrepreneurship”. Economics of Contemporary Russia. 2018;(2):24-34. (In Russ.)

Просмотров: 84


ISSN 1609-1442 (Print)
ISSN 2618-8996 (Online)