Стратегический автомобильный альянс России и Китая: возможности и риски
https://doi.org/10.33293/1609-1442-2024-1(104)-46-63
EDN: ZHCUFK
Аннотация
Период активного развития российской автомобильной промышленности с конца 1990-х годов по 2021 г. завершился полной остановкой всех сборочных производств автоконцернов из США, Японии, Южной Кореи и стран Европы. В рамках санкционного режима все западные компании остановили инвестиционные проекты, продали активы российским инвесторам и вышли из всех совместных с российскими производителями проектов. Неопределеность сроков отмены санкций породили и неопределенность сроков, условий и возможностей дальнейшего развития российского автопрома. Более того, без стратегического партнера, которым ранее выступал фактически каждый производитель, построивший автозавод в России, поскольку предполагалось, что он «заходил» в производство и на рынок навсегда, само развитие отечественного автомобилестроения, оказывается под вопросом. Но благодаря опыту, полученному по итогам реализации режима промышленной сборки и современной инфраструктуре, новой стратегии развития отрасли до 2035 г., географическому расположению и протяженности страны, уникальную по масштабу задачу поиска такого партнера можно считать решенной. Китай имеет с Россией общую границу и планирует дальнейшее развитие экспансии на мировой автомобильный рынок. Он также намерен воспользоваться образовавшимся вакуумом на емком российском рынке, после исхода в полном составе западных, японских и южнокорейских производителей. Однако риски потенциального сотрудничества с этим партнером уже видны. В уникальных условиях новых возможностей и беспрецедентных ограничений для становления стратегического альянса российских и автопроизводителей – наиболее подходящее время, ведь у России нет альтернатив, а Китаю так нужна поддержка его экспансии на мировой рынок автомобилей.
Ключевые слова
Journal of Economic Literature (JEL): F63, L62, O14
Об авторе
Кирилл Константинович ЛебедевРоссия
кандидат экономических наук, доцент
Список литературы
1. Астафьева И. А. (2012). Автореферат диссертации на соискание степени к.э.н. «Организационно-методическое обеспечение формирования эффективной системы управления интегрированными бизнес-структурами в автомобилестроении России». М.: Университет машиностроения. С. 9.
2. Владимирский И. (2019). Все автозаводы на карте СНГ: статистика производства легковых автомобилей в 2018 г. // Авторевю. № 5.
3. Гаврилов В. (2023). Кто на чем ездит? Самые продаваемые автомобили Китая, США и Европы // Аргументы и факты, 30.01.2023.
4. Дрыночкин А. В., Астафьева И. В. (2013). Формирование стратегических альянсов в автопроме стран с переходной экономикой – путь к повышению конкурентоспособности // Известия МГТУ МАМИ. № 4.
5. Загоровская Я. (2023). «Автотор» загрузил линии китайцами. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5797437
6. Захаров Б. (2020). Рассвет и закат ТагАЗа: история одного из знаковых российских автозаводов. 02.02.2020. URL: https://rg.ru/2020/02/02/rassvet-i-zakat-tagaza-istoriia-odnogo-iz-znakovyh-rossijskih-avtozavodov.html
7. Калашников В. (2023). Мебельная трансформация автокомпонентов // Коммерсантъ СПб, 22.02.2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5841492
8. Клочко О. А. (2012). Международные стратегические альянсы – путь к развитию отрасли // Проблемы современной экономики. Экономическая глобализация и проблемы национальной безопасности. № 4. С. 99–102. URL: https://ideas.repec.org/a/scn/004883/14343920.html
9. Лебедев К. К., Панкратова Д. А. (2011). Эволюция режимов промышленной сборки как одно из условий дальнейшей модернизации и развития автомобильной промышленности России // Экономическая наука современной России. № 3. С. 126.
10. Лобода В. (2016). Производство легковых автомобилей в России в 2008–2016 годах. [Loboda V. (2016). Production of passenger cars in Russia in 2008–2016 (in Russian).] URL: https://www.autostat.ru/news/28430/
11. Пастухов В. (2023). Вместо европейских марок: какие модели захватывают российский авторынок // РИА «Новости», 21.12.2023.
12. Рушайло П. (2023). Гонки по вертикали // Коммерсант–Деньги, 23.03.2023.
13. Савостьянчик Д. (2023). Автомобильный рынок Китая в картинках и цифрах: исследование. URL: https://auto.ru/mag/article/avtomobilnyy-rynok-kitaya-v-cifrah/?utm_referrer=yandex.ru
14. Чупров А. (2023). Минпромторг анонсировал покупку завода Hyundai в Петербурге российским инвестором. URL: https://www.autostat.ru/news/55726/
15. Штанов В., Анисимов Г., Грибцова Ю., Буравцева М. (2015). GM разочаровалась в России // Ведомости, 18.03.2015. URL: http://www.vedomosti.ru/auto/articles/2015/03/19/gm-razocharovalas-v-rossii
16. АВТОВАЗ купил лицензии… (2008). АВТОВАЗ купил лицензии Renault за 220 млн евро. URL: https://www.autostat.ru/news/2571/
17. Выпуск вседорожников SsangYong… (2013). Выпуск вседорожников SsangYong передали СП Sollers-Mazda. URL: https://www.zr.ru/content/news/560518vypusk_vsedorozhnikov_ssangyong_peredali_sp_sollers-mazda/
18. Доля иномарок локальной сборки… (2019). Доля иномарок локальной сборки в России составляет 62% // ИА «Регнум», 01.10.2019.
19. Завод Mercedes стал первым… (2019). Завод Mercedes стал первым инвестиционным проектом в Московской области // РИА «Новости», 03.04.2019. URL: https://ria.ru/20190403/1552358626.html
20. И двадцати лет не жалко… (2015). И двадцати лет не жалко: как GM сначала завоевала, а потом сдала России // РБК «Бизнес», 03.04.2015. URL: https://www.rbc.ru/ins/business/03/04/2015/55191c8a9a79477294bba5ab
21. История российского автопрома (2012). История российского автопрома – «ТагАЗ»: как казаки авто собирали. URL: https://www.zr.ru/content/articles/462568-istorija_rossijskogo_avtoproma_-_tagaz_kak_kazaki_avto_sobirali/
22. Как развивалась промсборка в России (2006) // Коммерсант, 03.11.2006. URL: https://www.kommersant.ru/doc/719202
23. Машин больше не будет… (2022). Машин больше не будет: крупный японский автопроизводитель уехал из России. URL: https://konkurent.ru/article/54638
24. Mitsubishi вложит… (2007). Mitsubishi вложит 200 млн долларов в строительство завода в России // AUTONEWS, 29.12.2007.
25. На мощностях «Автотора» … (2022). На мощностях «Автотора» начали сборку китайских автомобилей // AUTONEWS, 13.12.2022.
26. Производство автомобилей в 2023… (2023). Производство автомобилей в 2023 году выросло на 16% // Автостат, 16.01.2024. URL: https://www.autostat.ru/news/56596/
27. Производство легковых автомобилей в России … (2023). Производство легковых автомобилей в России в 2022 году упало втрое // ИА «Интерфакс» 01.02.2023.
28. RAV4 за 6 миллиардов… (2015). RAV4 за 6 миллиардов: что Toyota делает под Петербургом // AUTONEWS, 30.04.2015. URL: https://www.autostat.ru/articles/21137
29. Reuters: китайский автопром зашел в шесть автозаводов… (2023). Reuters: китайский автопром зашел в шесть автозаводов РФ и не намерен останавливаться // Деловой Петербург, 20.07.2023.
30. Российский завод Haval вышел… (2022). Российский завод Haval вышел на проектную мощность // Аналитическое агентство «Автостат», 10.02.2022.
31. Россию захватили китайские автомобили… (2023). Россию захватили китайские автомобили. Как Китай борется с США и Европой за мировой рынок авто? // Lenta.ru, 17.07.2023.
32. Соллерс и Isuzu… (2018). Соллерс и Isuzu инвестируют 6 млрд руб. в СП. URL: https://abreview.ru/ab/news/sollers_i_isuzu_investiruyut_6_mlrd_rubley_v_sp
33. Соллерс: dolce vita… (2010). Соллерс: dolce vita российского автопрома. URL: https://sollers-auto.com/upload/iblock/725/qr7o6c33j339wh8snqjdr06y0v6404nq.pdf
34. Что будет после покупки… (2022). Что будет после покупки «Соллерсом» доли Mazda в совместном предприятии // Ведомости, 10.11.2022.
35. Volkswagen наладит… (2020). Volkswagen наладит в России выпуск трех моделей: известны детали СПИКа с Минпромторгом. URL: https://news.drom.ru/Volkswagen‑78640.html
36. Электронный ресурс AvtoVERCITY. URL: https://auto.vercity.ru/statistics/production/2022/
37. International Organization of Motor Vehicle Manufacturers (in Russian). URL: https://www.oica.net/category/production-statistics/
Рецензия
Для цитирования:
Лебедев К.К. Стратегический автомобильный альянс России и Китая: возможности и риски. Экономическая наука современной России. 2024;(1):46-63. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2024-1(104)-46-63. EDN: ZHCUFK
For citation:
Lebedev K.K. Strategic automotive alliance of Russia and China: opportunities and risks. Economics of Contemporary Russia. 2024;(1):46-63. (In Russ.) https://doi.org/10.33293/1609-1442-2024-1(104)-46-63. EDN: ZHCUFK