Preview

Экономическая наука современной России

Расширенный поиск

Стратегический автомобильный альянс России и Китая: возможности и риски

https://doi.org/10.33293/1609-1442-2024-1(104)-46-63

EDN: ZHCUFK

Аннотация

Период активного развития российской автомобильной промышленности с конца 1990-х годов по 2021 г. завершился полной остановкой всех сборочных производств автоконцернов из США, Японии, Южной Кореи и стран Европы. В рамках санкционного режима все западные компании остановили инвестиционные проекты, продали активы российским инвесторам и вышли из всех совместных с российскими производителями проектов. Неопределеность сроков отмены санкций породили и неопределенность сроков, условий и возможностей дальнейшего развития российского автопрома. Более того, без стратегического партнера, которым ранее выступал фактически каждый производитель, построивший автозавод в России, поскольку предполагалось, что он «заходил» в производство и на рынок навсегда, само развитие отечественного автомобилестроения, оказывается под вопросом. Но благодаря опыту, полученному по итогам реализации режима промышленной сборки и современной инфраструктуре, новой стратегии развития отрасли до 2035 г., географическому расположению и протяженности страны, уникальную по масштабу задачу поиска такого партнера можно считать решенной. Китай имеет с Россией общую границу и планирует дальнейшее развитие экспансии на мировой автомобильный рынок. Он также намерен воспользоваться образовавшимся вакуумом на емком российском рынке, после исхода в полном составе западных, японских и южнокорейских производителей. Однако риски потенциального сотрудничества с этим партнером уже видны. В уникальных условиях новых возможностей и беспрецедентных ограничений для становления стратегического альянса российских и автопроизводителей – ​наиболее подходящее время, ведь у России нет альтернатив, а Китаю так нужна поддержка его экспансии на мировой рынок автомобилей.

Об авторе

Кирилл Константинович Лебедев
Государственный академический университет гуманитарных наук, Москва
Россия

кандидат экономических наук, доцент



Список литературы

1. Астафьева И. А. (2012). Автореферат диссертации на соискание степени к.э.н. «Организационно-методическое обеспечение формирования эффективной системы управления интегрированными бизнес-структурами в автомобилестроении России». М.: Университет машиностроения. С. 9.

2. Владимирский И. (2019). Все автозаводы на карте СНГ: статистика производства легковых автомобилей в 2018 г. // Авторевю. № 5.

3. Гаврилов В. (2023). Кто на чем ездит? Самые продаваемые автомобили Китая, США и Европы // Аргументы и факты, 30.01.2023.

4. Дрыночкин А. В., Астафьева И. В. (2013). Формирование стратегических альянсов в автопроме стран с переходной экономикой – ​путь к повышению конкурентоспособности // Известия МГТУ МАМИ. № 4.

5. Загоровская Я. (2023). «Автотор» загрузил линии китайцами. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5797437

6. Захаров Б. (2020). Рассвет и закат ТагАЗа: история одного из знаковых российских автозаводов. 02.02.2020. URL: https://rg.ru/2020/02/02/rassvet-i-zakat-tagaza-istoriia-odnogo-iz-znakovyh-rossijskih-avtozavodov.html

7. Калашников В. (2023). Мебельная трансформация автокомпонентов // Коммерсантъ СПб, 22.02.2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5841492

8. Клочко О. А. (2012). Международные стратегические альянсы – ​путь к развитию отрасли // Проблемы современной экономики. Экономическая глобализация и проблемы национальной безопасности. № 4. С. 99–102. URL: https://ideas.repec.org/a/scn/004883/14343920.html

9. Лебедев К. К., Панкратова Д. А. (2011). Эволюция режимов промышленной сборки как одно из условий дальнейшей модернизации и развития автомобильной промышленности России // Экономическая наука современной России. № 3. С. 126.

10. Лобода В. (2016). Производство легковых автомобилей в России в 2008–2016 годах. [Loboda V. (2016). Production of passenger cars in Russia in 2008–2016 (in Russian).] URL: https://www.autostat.ru/news/28430/

11. Пастухов В. (2023). Вместо европейских марок: какие модели захватывают российский авторынок // РИА «Новости», 21.12.2023.

12. Рушайло П. (2023). Гонки по вертикали // Коммерсант–Деньги, 23.03.2023.

13. Савостьянчик Д. (2023). Автомобильный рынок Китая в картинках и цифрах: исследование. URL: https://auto.ru/mag/article/avtomobilnyy-rynok-kitaya-v-cifrah/?utm_referrer=yandex.ru

14. Чупров А. (2023). Минпромторг анонсировал покупку завода Hyundai в Петербурге российским инвестором. URL: https://www.autostat.ru/news/55726/

15. Штанов В., Анисимов Г., Грибцова Ю., Буравцева М. (2015). GM разочаровалась в России // Ведомости, 18.03.2015. URL: http://www.vedomosti.ru/auto/articles/2015/03/19/gm-razocharovalas-v-rossii

16. АВТОВАЗ купил лицензии… (2008). АВТОВАЗ купил лицензии Renault за 220 млн евро. URL: https://www.autostat.ru/news/2571/

17. Выпуск вседорожников SsangYong… (2013). Выпуск вседорожников SsangYong передали СП Sollers-Mazda. URL: https://www.zr.ru/content/news/560518vypusk_vsedorozhnikov_ssangyong_peredali_sp_sollers-mazda/

18. Доля иномарок локальной сборки… (2019). Доля иномарок локальной сборки в России составляет 62% // ИА «Регнум», 01.10.2019.

19. Завод Mercedes стал первым… (2019). Завод Mercedes стал первым инвестиционным проектом в Московской области // РИА «Новости», 03.04.2019. URL: https://ria.ru/20190403/1552358626.html

20. И двадцати лет не жалко… (2015). И двадцати лет не жалко: как GM сначала завоевала, а потом сдала России // РБК «Бизнес», 03.04.2015. URL: https://www.rbc.ru/ins/business/03/04/2015/55191c8a9a79477294bba5ab

21. История российского автопрома (2012). История российского автопрома – ​«ТагАЗ»: как казаки авто собирали. URL: https://www.zr.ru/content/articles/462568-istorija_rossijskogo_avtoproma_-_tagaz_kak_kazaki_avto_sobirali/

22. Как развивалась промсборка в России (2006) // Коммерсант, 03.11.2006. URL: https://www.kommersant.ru/doc/719202

23. Машин больше не будет… (2022). Машин больше не будет: крупный японский автопроизводитель уехал из России. URL: https://konkurent.ru/article/54638

24. Mitsubishi вложит… (2007). Mitsubishi вложит 200 млн долларов в строительство завода в России // AUTONEWS, 29.12.2007.

25. На мощностях «Автотора» … (2022). На мощностях «Автотора» начали сборку китайских автомобилей // AUTONEWS, 13.12.2022.

26. Производство автомобилей в 2023… (2023). Производство автомобилей в 2023 году выросло на 16% // Автостат, 16.01.2024. URL: https://www.autostat.ru/news/56596/

27. Производство легковых автомобилей в России … (2023). Производство легковых автомобилей в России в 2022 году упало втрое // ИА «Интерфакс» 01.02.2023.

28. RAV4 за 6 миллиардов… (2015). RAV4 за 6 миллиардов: что Toyota делает под Петербургом // AUTONEWS, 30.04.2015. URL: https://www.autostat.ru/articles/21137

29. Reuters: китайский автопром зашел в шесть автозаводов… (2023). Reuters: китайский автопром зашел в шесть автозаводов РФ и не намерен останавливаться // Деловой Петербург, 20.07.2023.

30. Российский завод Haval вышел… (2022). Российский завод Haval вышел на проектную мощность // Аналитическое агентство «Автостат», 10.02.2022.

31. Россию захватили китайские автомобили… (2023). Россию захватили китайские автомобили. Как Китай борется с США и Европой за мировой рынок авто? // Lenta.ru, 17.07.2023.

32. Соллерс и Isuzu… (2018). Соллерс и Isuzu инвестируют 6 млрд руб. в СП. URL: https://abreview.ru/ab/news/sollers_i_isuzu_investiruyut_6_mlrd_rubley_v_sp

33. Соллерс: dolce vita… (2010). Соллерс: dolce vita российского автопрома. URL: https://sollers-auto.com/upload/iblock/725/qr7o6c33j339wh8snqjdr06y0v6404nq.pdf

34. Что будет после покупки… (2022). Что будет после покупки «Соллерсом» доли Mazda в совместном предприятии // Ведомости, 10.11.2022.

35. Volkswagen наладит… (2020). Volkswagen наладит в России выпуск трех моделей: известны детали СПИКа с Минпромторгом. URL: https://news.drom.ru/Volkswagen‑78640.html

36. Электронный ресурс AvtoVERCITY. URL: https://auto.vercity.ru/statistics/production/2022/

37. International Organization of Motor Vehicle Manufacturers (in Russian). URL: https://www.oica.net/category/production-statistics/


Рецензия

Для цитирования:


Лебедев К.К. Стратегический автомобильный альянс России и Китая: возможности и риски. Экономическая наука современной России. 2024;(1):46-63. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2024-1(104)-46-63. EDN: ZHCUFK

For citation:


Lebedev K.K. Strategic automotive alliance of Russia and China: opportunities and risks. Economics of Contemporary Russia. 2024;(1):46-63. (In Russ.) https://doi.org/10.33293/1609-1442-2024-1(104)-46-63. EDN: ZHCUFK

Просмотров: 610


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1609-1442 (Print)
ISSN 2618-8996 (Online)