К вопросу о парадоксе Гиффена
https://doi.org/10.33293/1609-1442-2020-1(88)-7-21
Аннотация
Статья посвящена построению и анализу простейшей математической модели, иллюстрирующей эффект Гиффена, а также причины и условия его проявления. Оспариваются ошибочные, получившие широкое распространение представления о товаре Гиффена как о благе, спрос на которое растет вследствие его относительного удешевления на фоне роста цен на все потребляемые блага. В рамках модели показано, что любое благо может быть как ценным, так и малоценным, по крайней мере если для него имеется более дорогой заменитель. Это свойство не является внутренне присущим и неотъемлемым свойством того или иного блага. Соответствующим свойством любое благо наделяет конкретный потребитель в силу собственных предпочтений и под влиянием сложившихся цен. Любое малоценное благо, в том числе и такое, потребление которого доступно только индивиду с высоким уровнем дохода, может оказаться товаром Гиффена. Поэтому потребление товаров Гиффена нельзя рассматривать в качестве свидетельства низкого жизненного уровня потребителя. В результате решения стандартной задачи потребительского выбора показано, что повышение спроса на дорожающее малоценное благо, составляющее суть парадокса Гиффена, является результатом оптимизации набора благ, т. е. результатом рационального поведения потребителя. Выводы, вытекающие из модели, находятся в полном согласии с основными результатами, полученными в полевом эксперименте Дженсена и Миллера. В частности, показано, что для проявления эффекта Гиффена необходимо, чтобы сумма средств, выделяемых потребителем на приобретения малоценного блага и его более дорогого заменителя, попала в определенный довольно узкий интервал значений.
Ключевые слова
Journal of Economic Literature (JEL): C02; D11.
Об авторе
Владимир Иванович ЦуриковРоссия
Кафедра высшей математики Костромской государственной сельскохозяйственной академии
Список литературы
1. Andreev G. G. (2015). From textbook to textbook: On the issue of non-critical borrowing. The civilization of knowledge: Russian realities. Proceedings of 16 Int. Scientific Conference, pp. 370–376 (in Russian).
2. Blaug M. (2004). The methodology of economics, or, How economists explain. Moscow, NP Voprosy ekonomiki (in Russian).
3. Bychkova I. I. (2016). Approaches to the formation of criteria for competitive banking products and services. Finansovy`e issledovaniya [Financial Studies], no. 4 (53), pp. 85–91 (in Russian).
4. Vasilyeva M. V., Kiseleva K. D. (2016). Comparative analysis of exceptions to the law of demand. Novy`j vzglyad. Mezhdunarodny`j nauchny`j vestnik [ New view. International Journal of Science], no. 11, pp. 170–177 (in Russian).
5. Galperin V.M., Ignatiev S.M., Morgunov V.I. (1999). Microeconomics: a textbook for university students. In 2 vols. Vol. 1. SPb.: Ekonomicheskaya shkola (in Russian).
6. Grebnev L. S. (2011). Economics: a textbook for university students. Moscow, Logos (in Russian).
7. Dmitriev A. G., Kozeletskaya T.A., German E.A. (2010). The theory of consumer demand: The curve of individual demand and the Giffen effect. Zhurnal e`konomicheskoj teorii [Journal of Economic Theory], no. 2, pp. 214–222 (in Russian).
8. Zamkov O.O., Tolstopyatenko A.V., Cheremnykh Yu.V. (2001). Mathematical methods in economics. Moscow, Delo i servis (in Russian).
9. Intriligator M. (2002). Mathematical optimization and economic theory. Moscow, Ajris-press (in Russian).
10. Kozyrev V.M. (2015). Economic school for graduate students in the history and methodology of economic science. Theory of Consumer Behavior: Essence, Initial Foundations and Practical Aspects. Vestnik RIAT, no. 1, pp. 46–59 (in Russian).
11. Kotova G.A., Rakviashvili A.A. (2010). Economic reality and abstraction of economic theory. Vestnik Moskovskogo un-ta. Ser. 6. E`konomika [Bulletin of Moscow University, ser. 6. Economy], no. 6, pp. 3–12 (in Russian).
12. The course of economic theory: Studies. Manual for university students (2007). Hands. auth. number of lectures and scientific. ed. A.V. Sidorovich. Moscow, Delo i servis (in Russian).
13. Marshall A. (2007). Fundamentals of economic science. Moscow, Eksmo (in Russian).
14. Nureev R. M. (2014). The course of microeconomics: A textbook for university students. Moscow, Normа: INFRA-M (in Russian).
15. Slutsky E. E. (2010). To the theory of the budget of the consumer. Economic and statistical works: Favorites. Ed. P. N. Klyukin. Moscow, Eksmo, pp. 448–485 (in Russian).
16. Tsurikov A.V., Tsurikov V.I. (2004). On one model of consumer choice. E`konomika i matematicheskie metody` [Economics and mathematical method], no. 3, pp. 110–114 (in Russian).
17. Hicks J.R., Allen R.G.D. (2000). Revision of the theory of value. Milestones of economic thought. Vol. 1. The theory of consumption and demand. Ed. V.M. Halperin. Saint Petersburg, Ekonomicheskaya shkola, pp. 117–141 (in Russian).
18. Battalio R.C., Kagel J.H., Kogut C.A. (1991). Experimental confirmation of the existence of a Giffen good. The American Economic Review, vol. 81, no. 4, pp. 961–970.
19. Biederman D.K. (2015). A strictly-concave, non-spliced, Giffencompatible utility function. Economics Letters, vol. 131, is, pp. P. 24–28.
20. Doi J., Iwasa K., Shimomura K. (2009). Giffen behavior independent of the wealth level. Economic Theory, vol. 41, no. 2, pp. 247–267.
21. Dougan W.R. (1982). Giffen goods and the law of demand. Journal of Political Economy, vol. 90, no. 4, pp. 809–815.
22. Dwyer G.P., Lindsay C.M. (1984). Robert Giffen and the Irish potato. The American Economic Review, vol. 74, no. 1, pp. 188–192.
23. Haagsma R.A (2012). Convenient utility function with Giffen behaviour. ISRN Economics, Sept. 19. URL: https://www.hindawi.com/journals/isrn/2012/608645/.
24. Hicks J.R., Allen R.G.D. (1934). A reconsideration of the theory of value: part I. Economica, vol. 1, no. 1, pp. 52–76.
25. Jensen R.T., Miller N.H. (2008). Giffen behavior and subsistence consumption. The American Economic Review, vol. 98, no. 4, pp. 1553–1577.
26. Jensen R.T., Miller N.H. (2007). Giffen behavior: Theory and evidence. NBER Working Paper, July, no. 13243.
27. Lipsey R.G., Rosenbluth G.A. (1971). A contribution to the new theory of demand: A rehabilitation of the Giffen good. Canadian Journal of Economics, vol. 4, no. 2, pp. 131–163.
28. Nachbar (2013). Giffen behaviour in Irish famine markets: An empirical study. CWPESH, no. 15.
29. Rosen S. (1999). Potato paradoxes. Journal of Political Economy, vol. 107, no. 6, pp. S294–S313.
30. Silberberg E., Walker D.A. (1984). A modern analysis of Giffen's paradox. International Economic Review, vol. 25, no. 3, pp. 687–694.
31. Sørensen P.N. (2007). Simple utility functions with Giffen demand. Economic Theory, vol. 31, no. 2, pp. 367–370.
32. Spiegel U. (1994). The case of a Giffen good. Journal of Economic Education, vol. 25, no. 2, pp. 137–147.
33. Stigler G.J. (1947). Notes on the history of the Giffen paradox. Journal of Political Economy, vol. 55, no. 2, pp. 152–156.
34. Zhu D. (2016). The mechanism of Giffen behaviour. RISE Working Paper, no. 201603.
Рецензия
Для цитирования:
Цуриков В.И. К вопросу о парадоксе Гиффена. Экономическая наука современной России. 2020;(1):7-21. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2020-1(88)-7-21
For citation:
Tsurikov V.I. To the Question of Giffen's Parafox. Economics of Contemporary Russia. 2020;(1):7-21. (In Russ.) https://doi.org/10.33293/1609-1442-2020-1(88)-7-21