Модель индикативного планирования развития социальной сферы региона на примере Забайкальского края
Аннотация
В статье предложен подход к разработке модельного инструментария, позволяющего оценить последствия реализации конкретного индикативного плана развития социальной сферы региона, определяющего динамику показателей уровня жизни населения. Возможности подхода показаны на примере Забайкальского края, для которого оцениваются перспективы реализации Стратегии развития Забайкальского края до 2030 года. Начальное состояние социальной сферы региона задается на основе оценки мощностей соответствующих отраслей в натуральном измерении, численности и возрастной структуры населения, позволяющей определить значение индикаторов обеспеченности населения услугами социальных отраслей в базовом году. Для заданного долгосрочного индикативного плана необходимо построить прогноз динамики развития социальной сферы в рамках заданного сценария внешних условий и оценить реализуемость исходного индикативного плана. Механизм формирования расходной части бюджета, направляемого на нужды отраслей социальной сферы, представляет собой алгоритм принятия решения, основу которого составляют прогнозы доходов и потребностей отраслей в совокупности с процедурами распределения по приоритетам. Входные параметры алгоритма – заявки отраслей на бюджетное финансирование в структуре расходов на оплату труда, эксплуатационных расходов и расходов на капитальные вложения. Численные эксперименты с помощью предлагаемой модели демонстрируют сложный характер зависимости конечных результатов не только от внешних условий, но и регулирующих воздействий, находящихся в компетенции региональных властей – вариантов политики опережающего индексирования тарифов и индексирования заработных плат в отраслях социальной сферы. Анализ результатов экспериментов свидетельствует о том, что предлагаемый подход позволяет решить не только исходную задачу – оценку возможности достижения запланированных значений показателей обеспеченности услугами социальной сферы населения региона к фиксированному моменту времени. Модель также может быть использована и для решения обратной задачи – задачи определения объемов ресурсного обеспечения (в первую очередь финансового), необходимого для выполнения индикативного плана.
Список литературы
1. Лавлинский С.М. Модели индикативного планирования социально-экономического развития ресурсного региона. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008.
2. Официальный сайт Министерства финансов Забайкальского края. URL: http://минфин.забайкальскийкрай.рф/action/byudjet-dlya-grajdan/ formirovanie-byudjeta/2017/broshyurabyudjet-dlya-grajdan-k-zakonu-o-byudjetezabaykalskogo-kraya-na-2017-god-i-planovyyperiod-2018-2019-godov/.
3. Стратегия развития Забайкальского края 2030. URL: http://opzab.ru/news/144.
4. Цыбатов В.А. Моделирование экономического роста: монография. Самара: Изд-во Самарского гос. эконом. ун-та. 2006.
Рецензия
Для цитирования:
Яковлева Л.Л. Модель индикативного планирования развития социальной сферы региона на примере Забайкальского края. Экономическая наука современной России. 2018;(1):84-96.
For citation:
Yakovleva L.L. Indicative Planning Model of Regional Social Sector. Economics of Contemporary Russia. 2018;(1):84-96. (In Russ.)